Развитие.......
Все, что мы публикуем и о чем пишем, является нашим внутренним опытом или осознанием.

Каждая статья наполнена психологическим или философским содержанием, с которым сталкиваемся на практике.

Функции и методы супервизии в психологии

Фото 2146Продвижение в рабочем процессе — важное условие для карьерного роста. Чтобы не останавливаться в развитии, постоянно улучшать способности, можно воспользоваться программами по совершенствованию рабочих навыков. Контролировать подобные практики должен опытный человек. Супервизия в психологии — курирование и обучение менее опытных коллег особенностям рабочего процесса.

Суть

Супервизорство в психологии — методика преддипломной подготовки будущих специалистов. Она помогает в развитии, улучшении знаний исследователя в психотерапии или клинической психологии.

Супервизия должна решать 3 задачи:

  1. Поддерживать консультанта в сложных ситуациях.
  2. Повышать навыки консультанта в области профессиональной оценки психических процессов, состояния клиента.
  3. Защита клиента.

Супервизия — методика оценки себя как специалиста, которая позволяет разработать собственную профессиональную идентичность.

История изучения

Фото 2147Первые упоминания о супервизии и подобных практиках связаны с развитием психоаналитического направления. Ученые, которые занимались его разработкой, расширением теоретической базы — Д. Мейер, П. Дэвид, Д. Джейкобс.

Разделение самоанализа и супервизии произошло в начале XX века. Тогда появились первые требования к супервизору. Он должен:

  • учитывать реакцию на клиента и правильно истолковывать ее;
  • различать задачи терапевтического процесса, супервизии.

В 20 годах XX века начали открываться институты психоанализа. Там проходили обучение будущие психоаналитики.

К 30 годам XX века появился интерес к развитию супервизорских практик. Первые из них использовались при социальной работе с индивидами. Главная задача человека, который пользовался ими, заключалась в установлении контакта с клиентом, изучении его слабых и сильных сторон. Одновременно с этим была разработана теория супервизии, основателями которой являются Кадушин, Робинсон.

Для России введение супервизорской практики будет полезно, но сам процесс подготовки супервизоров не развит. Связано это с отсутствием научных исследований в этой области, обязательных требований.

Функции и цели

Функции:

  1. Фото 2148Нормативная. Практика позволяет контролировать, отслеживать личность. При этом важно устранить недостатки, которые мешают работе, — уязвимости, предрассудки, слепые пятна.
  2. Тонизирующая или поддерживающая. Супервизия должна помогать противостоять негативному эффекту от проблем пациента.
  3. Образовательная. Практика способствует выработке умений, навыков, способностей ученика психолога.

Цели:

  1. Помощь в обнаружении, рациональном использовании возможностей ученика (супервизируемого).
  2. Обучение правильному проведению консультаций, взаимодействию участников и руководителей.
  3. Получение оценок относительно методов терапии, учет успешности их применения.
  4. Развитие умений для понимания пациентов в разных ситуациях.
  5. Изучение взаимоотношений за счет проведения множества сессий между супервизором и клиентами.

Супервизия — источник поддержки для опытных психологов, начинающих терапевтов.

Виды и модели

Разновидности:

  1. Индивидуальная. Подразумевает прямое обучение супервизируемого. Ученик может уточнять интересующий момент, лучше развиваться, но становится отчасти зависимым от учителя. Чтобы не допустить этого, процесс обучения должен проходить согласно определенным правилам, с достижением одной цели. При этом не должно быть строгого контроля.
  2. Фото 2149Групповая. Обучение проводится одновременно с несколькими людьми. Оптимальный размер группы — до 7 человек. Главное преимущество — возможность использования большего количества методик, практик. Одновременно с этим возникает обратная связь между участниками.

Модели супервизии:

  • специфические ориентированные;
  • развивающие;
  • эволюционные;
  • интегративные.

Модели — методы, в рамках которых проводится обучение.

Этапы

Стадии:

  1. Ожидание, предвкушение. Обе стороны последующего диалога оценивают друг друга, находят слабые, сильные стороны. На этом этапе супервизоры часто испытывают тревогу относительно собственного профессионализма. Первую стадию можно охарактеризовать процессом классического обучения ученика учителем.
  2. Вовлечение обеих сторон в игру. Подопечный зависит от оценки супервизора. Чувство совершенства может быстро смениться неуверенностью, волнением. Вторая стадия позволяет научить начинающего психолога использованию ресурсов.
  3. Фото 2150Эндшпиль. Это фаза сепарации. Ученик начинает отдаляться от учителя, может действовать основываясь на личных знаниях.

Конечный этап приводит к тому, что учитель и ученик начинают сотрудничать на разных условиях для достижения общего результата или дальнейшего развития.

Особенности обучения специалистов

Супервизия в психологии — отрасль профессионального роста. Она может помочь в рабочей практике, личностном росте. Заниматься обучением должен специалист, который умеет ставить конкретные задачи, добиваться их беспристрастно. Главная задача супервизора — оказание помощи менее опытным коллегам.

В России психологическая супервизия практикуется крайне редко, поскольку нет отдельных факультетов или курсов для обучения этому направлению, но можно изучить данную специальность самостоятельно в рамках общей психологии.

Начинающим и опытным терапевтам, психологам, тренерам часто нужна помощь. Оказывать ее должен человек с большим практическим и теоретическим опытом. Психотерапевт изучает клиента, подбирает метод супервизии.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

Adblock
detector