Продвижение в рабочем процессе — важное условие для карьерного роста. Чтобы не останавливаться в развитии, постоянно улучшать способности, можно воспользоваться программами по совершенствованию рабочих навыков. Контролировать подобные практики должен опытный человек. Супервизия в психологии — курирование и обучение менее опытных коллег особенностям рабочего процесса.
Суть
Супервизорство в психологии — методика преддипломной подготовки будущих специалистов. Она помогает в развитии, улучшении знаний исследователя в психотерапии или клинической психологии.
Супервизия должна решать 3 задачи:
- Поддерживать консультанта в сложных ситуациях.
- Повышать навыки консультанта в области профессиональной оценки психических процессов, состояния клиента.
- Защита клиента.
Супервизия — методика оценки себя как специалиста, которая позволяет разработать собственную профессиональную идентичность.
История изучения
Первые упоминания о супервизии и подобных практиках связаны с развитием психоаналитического направления. Ученые, которые занимались его разработкой, расширением теоретической базы — Д. Мейер, П. Дэвид, Д. Джейкобс.
Разделение самоанализа и супервизии произошло в начале XX века. Тогда появились первые требования к супервизору. Он должен:
- учитывать реакцию на клиента и правильно истолковывать ее;
- различать задачи терапевтического процесса, супервизии.
В 20 годах XX века начали открываться институты психоанализа. Там проходили обучение будущие психоаналитики.
К 30 годам XX века появился интерес к развитию супервизорских практик. Первые из них использовались при социальной работе с индивидами. Главная задача человека, который пользовался ими, заключалась в установлении контакта с клиентом, изучении его слабых и сильных сторон. Одновременно с этим была разработана теория супервизии, основателями которой являются Кадушин, Робинсон.
Для России введение супервизорской практики будет полезно, но сам процесс подготовки супервизоров не развит. Связано это с отсутствием научных исследований в этой области, обязательных требований.
Функции и цели
Функции:
- Нормативная. Практика позволяет контролировать, отслеживать личность. При этом важно устранить недостатки, которые мешают работе, — уязвимости, предрассудки, слепые пятна.
- Тонизирующая или поддерживающая. Супервизия должна помогать противостоять негативному эффекту от проблем пациента.
- Образовательная. Практика способствует выработке умений, навыков, способностей ученика психолога.
Цели:
- Помощь в обнаружении, рациональном использовании возможностей ученика (супервизируемого).
- Обучение правильному проведению консультаций, взаимодействию участников и руководителей.
- Получение оценок относительно методов терапии, учет успешности их применения.
- Развитие умений для понимания пациентов в разных ситуациях.
- Изучение взаимоотношений за счет проведения множества сессий между супервизором и клиентами.
Супервизия — источник поддержки для опытных психологов, начинающих терапевтов.
Виды и модели
Разновидности:
- Индивидуальная. Подразумевает прямое обучение супервизируемого. Ученик может уточнять интересующий момент, лучше развиваться, но становится отчасти зависимым от учителя. Чтобы не допустить этого, процесс обучения должен проходить согласно определенным правилам, с достижением одной цели. При этом не должно быть строгого контроля.
- Групповая. Обучение проводится одновременно с несколькими людьми. Оптимальный размер группы — до 7 человек. Главное преимущество — возможность использования большего количества методик, практик. Одновременно с этим возникает обратная связь между участниками.
Модели супервизии:
- специфические ориентированные;
- развивающие;
- эволюционные;
- интегративные.
Модели — методы, в рамках которых проводится обучение.
Этапы
Стадии:
- Ожидание, предвкушение. Обе стороны последующего диалога оценивают друг друга, находят слабые, сильные стороны. На этом этапе супервизоры часто испытывают тревогу относительно собственного профессионализма. Первую стадию можно охарактеризовать процессом классического обучения ученика учителем.
- Вовлечение обеих сторон в игру. Подопечный зависит от оценки супервизора. Чувство совершенства может быстро смениться неуверенностью, волнением. Вторая стадия позволяет научить начинающего психолога использованию ресурсов.
- Эндшпиль. Это фаза сепарации. Ученик начинает отдаляться от учителя, может действовать основываясь на личных знаниях.
Конечный этап приводит к тому, что учитель и ученик начинают сотрудничать на разных условиях для достижения общего результата или дальнейшего развития.
Особенности обучения специалистов
Супервизия в психологии — отрасль профессионального роста. Она может помочь в рабочей практике, личностном росте. Заниматься обучением должен специалист, который умеет ставить конкретные задачи, добиваться их беспристрастно. Главная задача супервизора — оказание помощи менее опытным коллегам.
В России психологическая супервизия практикуется крайне редко, поскольку нет отдельных факультетов или курсов для обучения этому направлению, но можно изучить данную специальность самостоятельно в рамках общей психологии.
Начинающим и опытным терапевтам, психологам, тренерам часто нужна помощь. Оказывать ее должен человек с большим практическим и теоретическим опытом. Психотерапевт изучает клиента, подбирает метод супервизии.