Содержание
Суть
Память — основа психических явлений. Без нее человек вынужден воспринимать каждый повторяющийся опыт заново, а это делает познание мира невозможным. Память — активно исследуемая область, и единой теории, которая объяснила бы суть запоминания, нет.
Основные способы усваивания информации
Нельзя сказать, что одни теории более достоверны, чем другие. Все официально признанные версии имеют право на жизнь. Какой из них руководствоваться, ученый выбирает сам, опираясь на собственные знания и убеждения.
Общие подходы
В понимании психологов память — это склад образов, которые человек накапливает в течение жизни. Эти образы не статичны: их можно изменять, заменять, сознательно закреплять или стирать. На память влияют внутренние и внешние изменения. Воспоминания могут пропадать под влиянием социальной ситуации или физиологических нарушений.
Память может быть долгосрочной и краткосрочной. В долгосрочной хранятся воспоминания, которые уже закреплены. Человек может воспроизвести их в любой момент. В краткосрочной воспоминания остаются ненадолго и без обновления быстро забываются.
Ассоциативная теория Г. Эббингауза
Ассоциативный подход стал основой для теории, предложенной Г. Эббингаузом. Исследователь провел ряд экспериментов для изучения способности испытуемых запоминать слоги, вызывающие знакомые ассоциации. Сами слоги при этом могли быть бессмысленными, но у испытуемого возникали связи с похожим по звучанию словом. Количество слогов и очередность повторения не имели смысла. Чем ярче была ассоциация, тем легче испытуемому было запомнить ряд слогов.
Критики теории признают роль ассоциаций в процессе запоминания, но не воспринимают как единственное объяснение. Высшие формы памяти требуют сложной работы психики, и свести их только к ассоциациям нельзя.
Гештальт-терапия
В гештальтпсихологии память попытались объяснить с помощью структурирования. Гештальт — это целостная структура, которая формируется под влиянием психических процессов. Сторонники этой психологической теории считают, что память, как и любой другой процесс, стремится к завершенности. Незаконченное дело вызывает нервное напряжение и требует завершения — закрытия гештальта. Чем важнее для человека незавершенное дело, тем лучше оно закрепляется в подсознании.
По гештальту многообразные процессы памяти сведены к единой структуре. Воспоминание — одно целое, и не может восприниматься по частям. Когда человек забывает одну деталь, он вскоре не сможет вспомнить и остальные.
Психоаналитика от З. Фрейда
Исследованием памяти в рамках психоанализа занимался З. Фрейд и его последователи. Психоаналитическая теория рассматривает человека как сложную энергетическую систему. Поведение активируется одним типом энергии, а психические процессы — другим.
Если стремление нельзя реализовать, энергия накапливается и возникает нервное напряжение. Оно доставляет беспокойство, и психика вытесняет нереализованные потребности в область бессознательного. Чем больше в нем скапливается вытесненного, тем хуже работает запоминание. Человек разрешает себе не помнить травмирующие эпизоды, «забывает» впечатления и «случайно» теряет вещи, навевающие неприятные воспоминания.
Механическая и смысловая
Механическое и смысловое запоминание информации отличается друг от друга. Исследователи А. Бине и К. Бюлер обнаружили, что осмысленное запоминание подчинено закономерностям: в первую очередь воспроизводятся существенные части, незначительные быстро забываются. Отбор происходит непрерывно: невостребованные данные отделяются и стираются, существенные — закрепляются.
Очередность воспроизведения зависит от смысловых связей: важные для индивида факты вспоминаются первыми. Важность определяется внешними обстоятельствами: студент на экзамене в первую очередь вспомнит информацию по предмету, а не личную значимую информацию.
Деятельностная
Согласно этой теории, все процессы, включая память, побуждаются деятельностью. Скорость запоминания и воспроизведения зависит от важности данных. Помимо смысловых связей, важен функциональный принцип работы памяти. Перебирая воспоминания, человек может их сортировать на нужные и ненужные в данный момент времени.
Физиологическая
Учение И. Павлова стало основой для физиологической теории. Она базируется на наличии условного рефлекса. Благодаря ему между информацией, закрепленной в памяти, и новым явлением возникает прочная связь. Чем чаще происходит повторение связи (стимул — реакция), тем лучше человек усваивает информацию. Этот же принцип можно использовать для дрессировки животных.
Нервный импульс
В основе физической теории лежат принципы работы нервной системы. Проходя через нейроны, нервный импульс вызывает в них изменения. Эти изменения провоцируют повторный импульс, который проходит через те же нейронные связи. Таким образом происходит заучивание материала.
Биохимическая
Когда раздражитель воздействует на нервные клетки, происходит биохимическая реакция. Структура нейрона меняется, образуя новое соединение. В этом процессе участвует рибонуклеиновая кислота и олигопептиды. Сторонники теории полагают, что, пересадив «запомнившие» клетки от одного носителя другому, можно передать ему накопленные данные. Некоторые из экспериментов на мышах уже дали положительный результат. Инъекция мозговых клеток передала данные от одного животного к другому. Вероятно, этот метод может сработать и на человеке.
Законы работы
Память индивида работает по определенным принципам. Законов запоминания в психологии 10, но они одинаково важны для обработки информации:
- Осмысление — чем оно глубже, тем легче происходит запоминание. В памяти откладываются не только слова: для ускорения процесса осмысления необходимо использовать таблицы, схемы, диаграммы. Ученые-когнитивисты советуют использовать прием прогнозирования: после прочтения аргумента нужно попытаться угадать, к каким выводам пришел автор. Это дает дополнительную эмоциональную окраску, усиливающую процесс усваивания информации.
- Интерес — на обработку интересных фактов требуется гораздо меньше усилий. Когда человек изучает информацию, которая ему пригодится, он запоминает больше и быстрее.
- Установка — когда человек специально настраивает себя на усваивание данных, срок хранения информации в памяти продлевается. Когда данные перестают быть актуальными (например, старый номер телефона сменился на новый), они забываются.
- Усиление первоначального впечатления — информацию нужно направлять по разным каналам восприятия: читать текст, просматривать презентации, слушать аудио. Эмоциональные связи при этом должны быть положительными, отрицательные помешают запоминанию.
- Контекст — информацию нужно соотносить с впечатлениями. Ассоциация должна быть конкретной и важной для индивида.
- Объем знаний — чем больше багаж знаний по теме, тем проще его пополнять. Перед изучением новой информации по знакомой теме полезно вспомнить старые данные. Перед изучением новой темы — бегло просмотреть источники.
- Оптимальная длина запоминаемого ряда — если необходимо запомнить большой объем информации, его необходимо разбивать на составные части. Средний объем кратковременной памяти — 7–9 стимулов. Человек не может запомнить и сразу же воспроизвести больше 9 слов или чисел подряд.
- Торможение — усваивание новой информации замещает старую. Чтобы не стирать данные, нужно делать перерывы между запоминанием данных из разных источников.
- Край — лучше запоминается информация, сказанная в начале и в конце.
- Повторение — чтобы информация быстрее откладывалась, ее нужно повторять минимум 3 раза.
Способы лучшего запоминания
Запоминание информации можно ускорить, упростить и структурировать. Для этого нужно понимать, как работают разные типы памяти:
- непроизвольная — данные запоминаются машинально, цели закрепить воспоминания нет;
- произвольная — информация запоминается сознательно;
- непосредственная — данные не обрабатываются осмысленно, материал откладывается в памяти механически;
- опосредованная — качественное запоминание с применением специальных техник.
Улучшить процесс запоминания помогает работа с опосредованным типом. В нем выделяют подтипы:
- логический — запоминание основано на причинно-следственном характере запоминания, использовании логических ассоциаций;
- ассоциативный — цепь ассоциаций заставляет факты всплывать в памяти один за другим, объединяясь в цепь;
- эпизодический — при воспроизведении данных используются временные ассоциации, привязанные к конкретным датам.
Характер обработки информации:
- эмоциональный — запоминание направлено на субъективные переживания;
- процедурный — строится на моторных навыках;
- декларативный — память понятий (предметов, лиц, событий);
- образный — информация хранится в виде образов, сохраняющих пространственно-временные характеристики;
- вербальный — запоминание базируется на кодовом описании слов и понятий.
Все виды памяти связаны, неотделимы друг от друга. Неэффективно делать упор на один тип, игнорируя другие. Чтобы запомнить сложную информацию, необходимо учитывать все особенности типов запоминания. Важно выбирать разные источники: текстовые, графические, аудио, видео. Чередовать запоминание новой информации, повторение старой.