Содержание
Развитие альтернативных направлений в классической психологии поспособствовало выходу науки за пределы научного сообщества. Одним из таких направлений, получившим популярность в широких кругах, стала трансперсональная психология. Это наука о внутреннем мире человека с точки зрения мистических и религиозных духовных практик. Она исследует личность и одновременно помогает ее развивать.
Суть и идеи науки
Активное развитие психологии пришлось на середину 19 века. Помимо основных направлений, которые уже были признаны большинством ученых, стали появляться новые подходы.
В качестве альтернативы психоанализу и бихевиоризму Абрахам Маслоу предложил новое направление, основанное на гуманистическом подходе. Вместе с учениками он исследовал состояния пиковых переживаний и измененного сознания.
Термин «трансперсональное», который Маслоу предложил для описания таких состояний, имел два аспекта Субъективный — обращение к личности через общечеловеческий опыт, объективный — обращение через мысли и чувства, которые нельзя описать общим опытом.
Постепенно трансперсональная психология отошла от рамок гуманизма и стала использовать не только психологические методы исследования. Последователи Маслоу обратились к социологии, философии, медицине, а позднее и к эзотерике.
Психологи рассматривают факторы, влияющие на человеческую жизнь, — личные, персональные переживания или «трансцедентные факторы». Они делятся на две группы: представления в рамках объективной реальности и выход за рамки реальности. К первой группе психологи относят временной опыт (например, опыт эмбриона до рождения), коллективный опыт нации, отождествление с другими людьми, ко второй — мифические переживания, контакт с потусторонними силами.
Трансперсональная психология стала оппозиционным направлением по отношению к бихевиоризму, психоанализу и гуманизму. Она исследовала области сознания, которые не затрагивали эти отрасли науки. В трансперсональной психологии философские верования Запада и Востока исследуются с одинаковым интересом. В отличие от официальных научных подходов, базирующихся на редукционизме, альтернативная психология работает с принципами вероятности, дополнительности, вероятности.
Предмет и задачи
Цель транспсихологии — исследовать природу сознания, развитие личности человека. Согласно представлениям транспсихологов, теорий развития две: сложная и нелинейная. Если личность развивается по первой модели, она последовательно проходит через стадии развития. При нелинейной модели стадии могут чередоваться по кругу.
Теория Уилбера выделяет отдельные категории сознания:
- доличностную;
- личностную;
- надличностную.
К каждой категории принадлежит по три уровня развития. По теории Уилбера, прохождение стадий развития последовательно: от низших к высшим. На каждом уровне человек приобретает новые свойства личности. Если он не сможет их освоить, у него разовьется патология (например, эгоизм вместо эмпатии).
Уошберн предлагает характеристику теории сознания, основанную на спиралевидной модели. Начальный этап личности — досознательный. Первая половина жизни посвящена достижению эгоистичного сознания — сосредоточенности на себе. Вторая — трансэгоистичности и изучению мира. Последняя стадия — возврат к досознательному уровню.
В трансперсональной психологии исследуются религиозные и духовные проблемы. Духовность — уникальный элемент психики, присущий только человеку. Он не имеет отношения к традиционному пониманию духовности в рамках религии. Психорелигиозная проблема в транспсихологии — личностные конфликты, связанные с верой и убеждениями человека:
- переход в другую религию;
- кризис веры;
- потеря веры.
История развития и последователи направления
Трансперсональная психология, как самостоятельная дисциплина, зародилась в 1969 г, но первые предпосылки для ее появления возникли гораздо раньше — в 1901–1902 гг. У. Джеймс, американский психолог, представил научному сообществу ряд лекций, в которых попытался объективно отобразить религиозный опыт субъектов.
Джеймс предположил, что разделение субъекта (личности) и объекта неправильны, поскольку восприятие всегда будет зависеть от особенностей личности.
Большое влияние на развитие трансперсонального подхода оказали: подход Юнга, восточные философские направления и мистические учения.
В 60 годах в Америке проходили массовые протестные акции национальных меньшинств, феминистских и неформальных движений. Распространение либеральных взглядов способствовало популяризации употребления наркотических веществ. Психоделики и мода на восточные «ненасильственные» культуры подтолкнули психологов к изучению феномена состояния измененного сознания.
Абрахам Маслоу выделил ряд пиковых переживаний, которые могли изменить привычное сознание человека:
- любовь;
- креативность;
- мистический опыт;
- экстаз.
Первое заседание рабочей группы, занятой исследованиями нового направления в психологии, состоялось в 1967 г. В нее вошли:
- А. Маслоу;
- Э. Сутич;
- С. Гроф;
- Д. Фэйдимен;
- М. Вич;
- С. Маргулис.
Целью исследователей было создание нового направления в психологии, которое изучало бы аспекты психики, игнорируемые другими направлениями.
За два года исследователям удалось наладить выпуск собственного альманаха и организовать Ассоциацию Трансперсональной Психологии. После смерти Юнга группа распалась, и каждый занялся изучением трансперсонального направления самостоятельно.
Становление как самостоятельной науки
После образования Ассоциации трансперсональное движение вышло за рамки США и распространилось в странах Европы и Азии. В 1987 году появилась Международная Ассоциация, которую возглавил С. Гроф. Среди сторонников движения было много национальных духовных лидеров: Мать Тереза, Далай-лама и другие. Также им заинтересовались политики.
Несмотря на интернациональность и постоянный обмен опытом между психологами разных стран, подходы к изучению трансперсональной психологии различались. В США и Великобритании сторонники трансперсонального подхода в психологии выделили смежные направления: экперинциальное и клиническое. В странах Азии больше внимание уделяли наблюдению и самонаблюдению, а не проведению практических опытов.
Преимущества и недостатки
Положительные стороны:
- доступность;
- возможность самоизучения;
- расширение сознания;
- личностное развитие;
- многообразие методов.
Изучать методы трансподхода можно самостоятельно или в специальных группах роста сознания. Благодаря техникам самоисследования и самолечения можно избавиться от многих соматических заболеваний, обрести уверенность и внутреннюю гармонию.
Основной минус дисциплины — предвзятое отношение. Она не признается научным сообществом как наука, а значит, не имеет официального статуса. Это дает простор действий шарлатанам и любителям быстрой наживы. Заявив о себе, как о специалисте в паранормальных науках, человек, обладающий способностью водить в транс, может внушать слушателям ложные переживания и выдавать их за настоящую реакцию подсознания.
Методы исследования
Методы исследования разнообразны, но все они делятся на две группы: психофизиологические (активность мозговых импульсов) и психодиагностические (тестовые исследования духовного мира). К трансперсональным методам относятся:
- психоделические (с использованием стимуляторов);
- дыхательные;
- диагностика органов чувств;
- визуализация.
В транспсихологии широко применяются методы, характерные для религиозных практик:
- Работа с вниманием: фокусировка и переключение. Используются предметы религиозного культа, общепринятые символы.
- Депривация физического состояния. Отказ от еды и питья, воздержание, пребывание в изоляции при сохранении физических нагрузок.
- Двигательная активность. Танцевальные практики, бег, силовые виды йоги.
- Воздействие температурным режимом. Купание в ледяной воде, хождение по снегу, продолжительное пребывание в сауне.
- Акустическое воздействие. Хоровое песнопение, пропевание мантр, игра на музыкальных инструментах, прослушивание звуков природы.
- Обездвиживание. Медитация, неподвижное пребывание в одной позе.
- Депривация сна. Намеренное бодрствование, создание условий, при которых человек не может уснуть.
Наиболее тесно трансперсональная психология переплетена с философией и религией. При этом практики, зародившиеся в Западной традиции, стремятся перенять опыт у ученых Востока. Большинство исследователей, будучи агностиками или христианами, становятся буддистами, изучают вику, шаманизм, оккультизм. Одна из задач трансперсональной психологии — смешивание практик и создание универсальной науки-верования.