Развитие.......
Все, что мы публикуем и о чем пишем, является нашим внутренним опытом или осознанием.

Каждая статья наполнена психологическим или философским содержанием, с которым сталкиваемся на практике.

Идеи и методы исследования трансперсональной психологии

Фото 2031Развитие альтернативных направлений в классической психологии поспособствовало выходу науки за пределы научного сообщества. Одним из таких направлений, получившим популярность в широких кругах, стала трансперсональная психология. Это наука о внутреннем мире человека с точки зрения мистических и религиозных духовных практик. Она исследует личность и одновременно помогает ее развивать.

Суть и идеи науки

Активное развитие психологии пришлось на середину 19 века. Помимо основных направлений, которые уже были признаны большинством ученых, стали появляться новые подходы.

В качестве альтернативы психоанализу и бихевиоризму Абрахам Маслоу предложил новое направление, основанное на гуманистическом подходе. Вместе с учениками он исследовал состояния пиковых переживаний и измененного сознания.

Термин «трансперсональное», который Маслоу предложил для описания таких состояний, имел два аспекта Субъективный — обращение к личности через общечеловеческий опыт, объективный — обращение через мысли и чувства, которые нельзя описать общим опытом.

Постепенно трансперсональная психология отошла от рамок гуманизма и стала использовать не только психологические методы исследования. Последователи Маслоу обратились к социологии, философии, медицине, а позднее и к эзотерике.

Психологи рассматривают факторы, влияющие на человеческую жизнь, — личные, персональные переживания или «трансцедентные факторы». Они делятся на две группы: представления в рамках объективной реальности и выход за рамки реальности. К первой группе психологи относят временной опыт (например, опыт эмбриона до рождения), коллективный опыт нации, отождествление с другими людьми, ко второй — мифические переживания, контакт с потусторонними силами.

Трансперсональная психология стала оппозиционным направлением по отношению к бихевиоризму, психоанализу и гуманизму. Она исследовала области сознания, которые не затрагивали эти отрасли науки. В трансперсональной психологии философские верования Запада и Востока исследуются с одинаковым интересом. В отличие от официальных научных подходов, базирующихся на редукционизме, альтернативная психология работает с принципами вероятности, дополнительности, вероятности.

В представлении последователей транспсихологии личное представление и устремления влияют на мир, а не мир влияет на человека.

Предмет и задачи

Фото 2Цель транспсихологии — исследовать природу сознания, развитие личности человека. Согласно представлениям транспсихологов, теорий развития две: сложная и нелинейная. Если личность развивается по первой модели, она последовательно проходит через стадии развития. При нелинейной модели стадии могут чередоваться по кругу.

Теория Уилбера выделяет отдельные категории сознания:

  • доличностную;
  • личностную;
  • надличностную.

К каждой категории принадлежит по три уровня развития. По теории Уилбера, прохождение стадий развития последовательно: от низших к высшим. На каждом уровне человек приобретает новые свойства личности. Если он не сможет их освоить, у него разовьется патология (например, эгоизм вместо эмпатии).

Уошберн предлагает характеристику теории сознания, основанную на спиралевидной модели. Начальный этап личности — досознательный. Первая половина жизни посвящена достижению эгоистичного сознания — сосредоточенности на себе. Вторая — трансэгоистичности и изучению мира. Последняя стадия — возврат к досознательному уровню.

В трансперсональной психологии исследуются религиозные и духовные проблемы. Духовность — уникальный элемент психики, присущий только человеку. Он не имеет отношения к традиционному пониманию духовности в рамках религии. Психорелигиозная проблема в транспсихологии — личностные конфликты, связанные с верой и убеждениями человека:

  • переход в другую религию;
  • кризис веры;
  • потеря веры.
Психодуховные проблемы вызваны отношением человека к эзотерике, выходом за рамки повседневной реальности. Это переживания о смерти и загробной жизни, различных духовных практиках. Из-за тесной связи с мистикой транспсихологию относят лженаукам.

История развития и последователи направления

Фото 3Трансперсональная психология, как самостоятельная дисциплина, зародилась в 1969 г, но первые предпосылки для ее появления возникли гораздо раньше — в 1901–1902 гг. У. Джеймс, американский психолог, представил научному сообществу ряд лекций, в которых попытался объективно отобразить религиозный опыт субъектов.

Джеймс предположил, что разделение субъекта (личности) и объекта неправильны, поскольку восприятие всегда будет зависеть от особенностей личности.

Большое влияние на развитие трансперсонального подхода оказали: подход Юнга, восточные философские направления и мистические учения.

В 60 годах в Америке проходили массовые протестные акции национальных меньшинств, феминистских и неформальных движений. Распространение либеральных взглядов способствовало популяризации употребления наркотических веществ. Психоделики и мода на восточные «ненасильственные» культуры подтолкнули психологов к изучению феномена состояния измененного сознания.

Абрахам Маслоу выделил ряд пиковых переживаний, которые могли изменить привычное сознание человека:

  • любовь;
  • креативность;
  • мистический опыт;
  • экстаз.

Первое заседание рабочей группы, занятой исследованиями нового направления в психологии, состоялось в 1967 г. В нее вошли:

  • А. Маслоу;
  • Э. Сутич;
  • С. Гроф;
  • Д. Фэйдимен;Фото 4
  • М. Вич;
  • С. Маргулис.

Целью исследователей было создание нового направления в психологии, которое изучало бы аспекты психики, игнорируемые другими направлениями.

За два года исследователям удалось наладить выпуск собственного альманаха и организовать Ассоциацию Трансперсональной Психологии. После смерти Юнга группа распалась, и каждый занялся изучением трансперсонального направления самостоятельно.

Становление как самостоятельной науки

После образования Ассоциации трансперсональное движение вышло за рамки США и распространилось в странах Европы и Азии. В 1987 году появилась Международная Ассоциация, которую возглавил С. Гроф. Среди сторонников движения было много национальных духовных лидеров: Мать Тереза, Далай-лама и другие. Также им заинтересовались политики.

Несмотря на интернациональность и постоянный обмен опытом между психологами разных стран, подходы к изучению трансперсональной психологии различались. В США и Великобритании сторонники трансперсонального подхода в психологии выделили смежные направления: экперинциальное и клиническое. В странах Азии больше внимание уделяли наблюдению и самонаблюдению, а не проведению практических опытов.

В Америке у движения трансперсональной психологии было много сторонников и сильная финансовая поддержка со стороны государства, но ее статус как науки неоднозначен.

Преимущества и недостатки

Фото 5Положительные стороны:

  • доступность;
  • возможность самоизучения;
  • расширение сознания;
  • личностное развитие;
  • многообразие методов.

Изучать методы трансподхода можно самостоятельно или в специальных группах роста сознания. Благодаря техникам самоисследования и самолечения можно избавиться от многих соматических заболеваний, обрести уверенность и внутреннюю гармонию.

Основной минус дисциплины — предвзятое отношение. Она не признается научным сообществом как наука, а значит, не имеет официального статуса. Это дает простор действий шарлатанам и любителям быстрой наживы. Заявив о себе, как о специалисте в паранормальных науках, человек, обладающий способностью водить в транс, может внушать слушателям ложные переживания и выдавать их за настоящую реакцию подсознания.

Участие в таких сеансах вредит психике, формирует ложные воспоминания, может провоцировать депрессию и апатию.

Методы исследования

Методы исследования разнообразны, но все они делятся на две группы: психофизиологические (активность мозговых импульсов) и психодиагностические (тестовые исследования духовного мира). К трансперсональным методам относятся:

  • психоделические (с использованием стимуляторов);
  • дыхательные;
  • диагностика органов чувств;
  • визуализация.

В транспсихологии широко применяются методы, характерные для религиозных практик:Фото 6

  1. Работа с вниманием: фокусировка и переключение. Используются предметы религиозного культа, общепринятые символы.
  2. Депривация физического состояния. Отказ от еды и питья, воздержание, пребывание в изоляции при сохранении физических нагрузок.
  3. Двигательная активность. Танцевальные практики, бег, силовые виды йоги.
  4. Воздействие температурным режимом. Купание в ледяной воде, хождение по снегу, продолжительное пребывание в сауне.
  5. Акустическое воздействие. Хоровое песнопение, пропевание мантр, игра на музыкальных инструментах, прослушивание звуков природы.
  6. Обездвиживание. Медитация, неподвижное пребывание в одной позе.
  7. Депривация сна. Намеренное бодрствование, создание условий, при которых человек не может уснуть.
Задача исследовательских методов — погрузить человека к состояние, близкое к глубокому сну. Он должен «отключиться» от окружающего мира и сосредоточится на внутренних переживаниях. Это позволит выявить его истинные желания и цели, понять, в каком направлении нужно двигаться.

Наиболее тесно трансперсональная психология переплетена с философией и религией. При этом практики, зародившиеся в Западной традиции, стремятся перенять опыт у ученых Востока. Большинство исследователей, будучи агностиками или христианами, становятся буддистами, изучают вику, шаманизм, оккультизм. Одна из задач трансперсональной психологии — смешивание практик и создание универсальной науки-верования.

Рейтинг автора
Автор статьи
Анастасия Беляничева
Приветствую! Меня зовут Анастасия и я хорошо разбираюсь в психологии семьи, возрастной психологии, клинической психологии и психосоматике.
Написано статей
165

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

Adblock
detector