Развитие.......
Все, что мы публикуем и о чем пишем, является нашим внутренним опытом или осознанием.

Каждая статья наполнена психологическим или философским содержанием, с которым сталкиваемся на практике.

Особенности и значение транзактного анализа в психологии

Иногда достижение определенной цели требует больших усилий, но даже их приложение не всегда гарантирует успех. При этом человек не понимает почему происходят неудачи, начинает обвинять всех вокруг. Транзактный анализ в психологии — модель, которая помогает разобраться в себе, понять, что мешает развитию, решению разных задач.

Суть и описание

Трансакционный анализ — психологическая модель, применяющаяся для описания поведения одного индивида или группы людей. Она включает разные методы, теории, с помощью которых человек может изучить себя, определить особенности общения с окружающими.

История открытия и изучения

Фото 1Люди, которые внесли вклад в открытие и развитие трансактного анализа:

  1. Эрик Берн. Трансактивная психология появилась благодаря этому ученому.
  2. Роберт Гулдинг. Его называли необычным, уникальным, гениальным психотерапевтом. Он смог объединить гештальт-терапию с трансактным анализом.
  3. Мэри Гулдинг. Является создателем особого подхода в психологии, который называется «терапия изменения решений». Он объединяет гештальт-терапию и трансактный анализ.
  4. Фанита Инглиш. Является основателем Западного института транзактного анализа и гельштальта, который находится в Филадельфии.
  5. Тайби Калер. Известный психолог, который издал 4 книги, написал более 100 научных статей, заслуживших уважение среди других исследователей. Он разработал методику эффективного подбора астронавтов. Ученый внес большой вклад в развитие транзактного анализа.
  6. Клод Штайнер. Являлся мастером практической психологии. Изучал теорию трансактного анализа, стал ярким последователем учений Эрика Берна. После его смерти возглавил школу данного направления.
  7. Джули Хей. Ученица, яркая последовательница учений Эрика Берна. Создала несколько важных теорий для транзактного анализа.

Теории

Главный краеугольный камень трансакционного анализа — теория сценариев. Ее создатель — Эрик Берн. Со временем она была улучшена Клодом Штайнером. Элементы теории:

  1. Контрсценарий — набор действий, выполняемых в определенной последовательности. Позволяет отойти от первоначального сценария. Начинает закладываться в стороннем эго-состоянии. Если по стандартному сценарию человек должен страдать, то по контрсценарию он становится счастливым.Фото 2
  2. Сценарий — план жизни, который составляется с детства. Он выбирается детьми зависимо от основ, которые закладывают в него окружающие, родители. Выбор сценария зависит от воли ребенка, воздействия внешних факторов.
  3. Антисценарий — формируется, когда человек не может жить согласно сценарию, составленному в детстве. При этом субъект не может забыть про основной сценарий. Поэтому он продолжает действовать согласно ему.

Под сценарием подразумевается судьба индивида, под антисценарием — стиль жизни.

Виды эго-состояния

На протяжении жизни каждый человек находится в одном из трех эго-состояний — взрослый, родитель, ребенок.

Родитель

Чтобы понять, что такое находиться в состоянии эго-родитель, нужно знать, как ребенок перенимает знания, опыт от взрослых. Первые 3 года развитие ребенка зависит от действий родителей. На взрослых возлагается самая большая ответственность. Они должны научить малыша выражать эмоции, чувства, обучить безопасности.

Когда малыш наблюдает за взрослыми, их образы откладываются в его памяти. Данный прием психологи называют интроектом. У взрослых людей в сознании может быть множество интроектов, который напоминают образ родителей, братьев, сестер, других родственников.

Внутренние образы взрослых при эго-состоянии родителя делятся на 2 вида:Фото 3

  1. Заботливые. Образы характеризуются добротой, заботой, любовью. Когда человек переходит в такое состояние, он успокаивается, расслабляется. Он поможет другому человеку, если ему будет плохо. Заботливый родитель более дипломатичен. Из спорных, конфликтных ситуаций он пытается выходить мирно, идя на компромиссы.
  2. Контролирующий. Характерная черта такого внутреннего Я — постоянная критика. Такие образы постоянно критикуют любые поступки, перечат начинаниям, не дают нормально развиваться, решать поставленные задачи. Индивид с преобладающим чувством контролирующего родителя быстро находит недостатки в других людях, проявляют злобу по отношению к окружающим.
Эго-состояние родителя помогает наладить контакт с окружающими, успешно общаться с ними. Иногда внутренние образы начинают доминировать. Они подавляют волю и происходит внутренний конфликт. Сам человек начинает жить как ему указывают запомнившиеся образы из детства.

Ребенок

Эго-состояние ребенка представляет собой эмоциональный опыт. Когда малыш находится в утробе, он уже начинает получать его. После рождения опыт приходит от родителей. Дети не умеют мыслить рационально. Малыши младше трех лет чувствуют изменения эмоционального состояния родителей, но не могут накапливать знания в большом количестве.

Если для родительского эго-состояния характерны запреты, контроль, то для состояния ребенка — чувства, эмоции. К ним относятся желания, потребности, мечты, фобии.

Этот вид эго-состояния делится на 3 подтипа:Фото 4

  1. Бунтующий. Для таких людей характерна усталость от всего. Один из ярких примеров — подросток, который подался в неформальную субкультуру. Чаще такие дети остаются примерными до 14 лет. Потом они резко изменяются, стараются попробовать все, что раньше им было запрещено.
  2. Адаптивный. При таком состоянии человек чаще испытывает страх, подавленность, соглашается с чужим мнением, забывая про собственные принципы. Больше всего такие индивиды боятся, что их отвергнут.
  3. Свободный. Подобное состояние возникает у людей, которые в детстве было все дозволено. Такие индивиды воспитывались в семьях со средним или высоким социальным статусом. Обычно это креативные, жизнерадостные личности, обладающие развитым творческим мышлением. У них изменчивые интересы. При резких сменах настроения они могут забросить дела и уехать в никуда. Он часто генерируют новые идеи.
Достоинство подобного состояния — свобода, эмоциональность. Главный недостаток — состояние ребенка далеко от реальности, если сравнивать его с родителем.

Взрослый

Подобное эго-состояние называют промежуточным между родителем и ребенком. Такие люди игнорируют требования, запреты. Они адекватно воспринимают мир вокруг себя, контролируют свое поведение, взвешивают все риски при принятии решения.

Способы самодиагностики

Чтобы самостоятельно определить свое эго-состояние, нужно проследить за собственным поведением, поступками, манерой общения, мыслями. Для каждого из стилей характерны определенные преобладающие черты:Фото 5

  1. Для «взрослого». В любом деле хочется получить личную выгоду. Прежде чем индивид приступает к решению какой-либо задачи он ищет все возможные варианты достижения цели, чтобы затратить минимум усилий, финансов.
  2. Для «родителя» Такой индивид контролирует окружающих, напоминает о долгах, указывает на недостатки. Они часто принимают нахмуренный вид, качают головой, скрещивают руки на груди.

Для «детей» характерны эгоистичные фразы, например, «Мне нет до этого дела», «Меня это сильно злит», или «Я хочу». Они не умеют скрывать эмоции, сразу выплескивают их. Не умеют врать, чаще говорят правду. Подвержены резким перепадам настроения.

Способы взаимодействия с людьми

Для общения с людьми можно использовать разные методы трансакционной психологии — трансакции, поглаживания, игры по Э. Берну. Каждый из этих способов взаимодействия имеет определенные особенности.

Трансакции

Трансакции — процесс взаимодействия между двумя эго-состояниями разных людей. Состоит из реакции, стимула. Позволяет наладить общение с человеком, у которого другое или аналогичное эго-состояние.

Поглаживания

Позволяет наладить отношения «родителя» и «ребенка». Существует три вида поглаживаний:Фото 2101

  1. Физические. Наиболее популярные из них — похлопывания по плечу, рукопожатия.
  2. Невербальные. К ним относятся подмигивания, мимика, жесты.
  3. Вербальные. Это похвала, комплименты.

Важно понимать, что поглаживания могут иметь как негативный, так и позитивный посыл.

Игры по Э. Берну

Теория Берна в психологии выделяет определенные игры в рамках психоанализа. Они представляют собой неосознанный поведенческий стереотип, который состоит из нескольких частей — вознаграждений, расплаты, ударов, ответов, ловушек, слабости. При воздействии на человека определенным образом провоцируются различные чувства. Чем ближе конец игры, тем сильнее проявление чувств, эмоций.

Эрик Берн выделил 6 видов психологических игр, которые классифицируются зависимо:

  1. От зон — фаллические анальные, оральные.
  2. От клинических типов — навязчивые, истерические, депрессивные, параноидальные.
  3. От используемых объектов — игры, при которых задействуются части тела, деньги или слова.
  4. От количества игроков — от 2 и более.
  5. От психодинамики — интроекция, проекция, контрфобия.
  6. Зависимо от инстинктивного влечения — садистские, фетишистские, мазохистские.

Психологические игры должны быть:Фото 2104

  1. Интенсивными. Игроки разбиваются на отдельные группы зависимо от характера.
  2. Увлекательными, цепкими. Чтобы люди выполняли поставленные задачи с энтузиазмом, важно заинтересовать их внимание.
  3. Гибкими. Должны учитываться черты характера, применяться разные материалы.

Психологические игры при правильном выполнении, соблюдении всех правил и опытном ведущем оказывают положительное влияние на жизнь человека.

Виды трансакций

Психологи выделяет несколько видов трансакций. Что наладить отношения с определенным человеком, необходимо изучить его манеру поведения, характер. Это позволит определить эго-состояние индивида.

Параллельные

При таком взаимодействии стимулы дополняются с двух сторон. Самый простой пример из жизни — уточнение времени у прохожего. Если человек ответил, реакция произошла. В такой ситуации конфликты возникают очень редко.

Пересекающиеся

Фото 2102Характерное проявление такого вида трансакций — конфликтные ситуации. С одной стороны сознания приходит стимул от эго-взрослого, с другой на него отвечают капризы «ребенка» или запреты «родителя».

Такие ситуации часто встречаются в жизни. Например, брат спрашивает у сестры, где находится его телефон, а она начинает упрекать его, что он не помогает ей учить уроки, делать домашние дела.

В итоге происходит конфликт, которые может привести к серьезной ссоре.

Скрытые

Этот вид трансакций представляет смесь всех эго-состояний. Простой пример — человек говорить собеседнику одно, а думает о другом, скрывая искренние чувства.

Транзактный анализ — теория человеческой личности, применяющаяся в образовании, психоанализе, консультировании, психотерапии. С ее помощью можно ответить на вопросы об эмоциональном развитии индивида, предотвратить возникновение коммуникативных проблем с социумом.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

Adblock
detector