Развитие.......
Все, что мы публикуем и о чем пишем, является нашим внутренним опытом или осознанием.

Каждая статья наполнена психологическим или философским содержанием, с которым сталкиваемся на практике.

Значение и виды триггеров в психологии

Фото 1954Триггер в психологии — сложный механизм, запускающийся при воздействии стимула. В быту это — более упрощенное понятие, которым описывают любое неприятное ощущение. Поскольку триггер может вызывать сильные эмоции, панику и безотчетный страх, нужно знать и понимать его истинное значение. Каждый человек должен знать симптомы и методы подавления эмоционального ответа.

Суть и значение

Термин «триггер» образован от английского слова «спусковой крючок». Впервые его использовали в психиатрии для описания внешнего стимула (явления или действия), которое активировало у пациента неадекватное поведение. Сила воздействия и тип триггера для каждого пациента индивидуальны. Одни люди впадают в панику, увидев изображение носорога. Другие — боятся звука льющейся воды. Третьи — становятся агрессивными, увидев человека в красном костюме.

Постепенно понятие «триггер» перешло в область психотерапии, а из нее — в бытовое общение. Значение термина немного изменилось и расширилось. В бизнесе, маркетинге и политике триггером называют любой фактор, способный заставить человека эмоционально реагировать.

Само наличие триггера, как явления, не опасно, но если использовать его намерено, воздействуя на личность с определенной целью, у него может развиться психологическая травма. Поэтому к механизму возникновения и закрепления ответа на стимул нужно относиться с осторожностью.

Механизм действия на психическом и физическом уровне

Психическое и физическое состояние неразделимы. Любое явление, которое воздействует на психику, будет отражено в физиологических процессах. Например, при сильном испуге человек потеет, у него бледнеет кожа, учащается сердцебиение. Некоторые ответы на воздействие рефлекторны и типичны для всех людей (частое моргание при яркой вспышке света, кашель при нехватке воздуха). Эти реакции не считаются триггерными, поскольку они относятся к общим механизмам выживания.

Фото 1955Чтобы запустить реакцию, необходимо сформировать триггер. Чтобы человек реагировал на выбранный стимул, необходима многократная (или однократная, но очень сильная) стимуляция с последующим эмоциональным подкреплением. Например, чтобы заставить бояться собак, нужно связать их с опасностью. Люди, пережившие нападение собаки, будут подсознательно бояться не только самого животного, но и любого напоминания о нем: звука лая или рычания, фото собак.

Триггер имеет несколько обязательных характеристик:

  1. Индивидуальность. Триггер связан с особенностями воспитания, чертами характера, жизненным опытом. Любое воздействие, имеющее значение для личности, оказывает на нее влияние. Это воздействие запоминается, сохраняется в подсознании. При последующем столкновении со стимулом включится готовая программа действий. Поэтому триггер всегда индивидуален. Опасность, с которой столкнулся один индивид, может быть незнакома другим. Например, водитель активнее отреагирует на звук автомобильной сигнализации, чем человек, который не водит машину.
  2. Привязка к эмоциональной сфере. Реакцию на триггер нельзя сдержать, она запускается автоматически. И чем сильнее переживаемые эмоции, тем сильнее негативные симптомы триггера. Даже если человек пытается себя контролировать, чувство страха все равно появится.
  3. Связь с сенсорной памятью. Самые сильные переживания обычно связаны с сенсорной системой. Лучше всего человек запоминает запахи и ощущения, хуже, звуки и зрительные образы. Любое сильное воздействие запомнится, и при повторном столкновении с триггером активируется.
  4. Бессознательное протекание. Человек, переживая эмоции, вызванные триггером, чаще не осознает, что их спровоцировало. Если возникновение триггера связано с психической травмой, сознание будет «забывать» эту информацию. Человек, испытывая страх и панику, не сможет связать ее с негативным воспоминанием.
Чаще триггер связан с негативными переживаниями. Но бывают и связки, образованные на основе приятных или нейтральных переживаний. Например, если человек привыкает пить чай со сладостями, он не почувствует удовольствия, если будет пить просто один напиток. Когда индивид будет видеть, как кто-то пьет чай, он будет вспоминать вкус сладостей и испытывать приятное предвкушение.

Классификация по характеру внешнего раздражителя

Фото 1956Поскольку тема еще плохо изучена, у исследователей еще нет единой классификации психологических триггеров, которой бы придерживались все психологи. Пока разделить триггеры можно только на 3 условные группы:

  • внешние ситуации — объекты, ситуации, провоцирующие эмоциональную реакцию;
  • сенсорные раздражители — любые звуки, запахи, цвета, достаточно сильные, чтобы стимулировать нервную систему;
  • слова — воздействуют на сознание наравне с реальными объектами, а часто даже сильнее.

Стимульную реакцию провоцируют воспоминания, сны, мечты, ухудшение психического состояния. Сознание, пытаясь пережить неприятную ситуацию, постоянно зацикливается на них. Индивид вынужден проживать их снова.

Влияние на индивида

Если ответ на триггер не вызывает сильного эмоционального переживания и индивид испытывает только легкое беспокойство или смутное чувство тревоги. Эти ощущения не воспринимаются как проблема. Яркие симптомы стимульной реакции, наступающие внезапно и мгновенно, могут оказаться проблемой. Столкнувшись со стимулом, индивид испытывает:

  • нехватку воздуха;
  • боль, жжение в груди;
  • дрожь в пальцах;
  • предобморочное состояние;
  • головокружение и тошнота;
  • резкое повышение давления;
  • сильная головная боль;
  • чувство страха, беспомощности.
Стимульную реакцию можно сравнить с болевым синдромом. Зачастую чувствовать его неприятно и даже опасно, но он показывает, что с организмом что-то не так. Триггер — симптом проблемы психологического характера. Если у человека не было такого механизма, он бы не смог осознать проблемы.

Отрицательные и положительные стороны

Фото 1957Отрицательное воздействие стимульной реакции сильнее положительного. Оно способно оказывать разрушительное воздействие, вплоть до сумасшествия. Индивид инстинктивно стремится избегать негативных переживаний. Когда они сами настигают его, он не может от них защититься. Деструктивное воздействие, особенно если оно длительное, снимает поведенческие барьеры. Индивид, сам того не желая, становится асоциальным, опасным.

Положительная реакция задействует часть мозга, отвечающую за удовольствие. Когда индивид видит стимул, вызывающий приятные воспоминания, он проживает их заново. Глядя на вкусную еду или ощущая запах, он чувствует голод. Стимульная реакция выступает как напоминание о жизненно важной потребности и формируется без дополнительного воздействия. Другие стимулы, которые не относятся к необходимым, не возникают самостоятельно. Их нужно вызывать специально, во время терапевтической практики.

Как с помощью стимульных реакций можно манипулировать людьми?

Активнее всего влияние стимульных реакций используется в сферах, где манипуляция — один из основных инструментов воздействия: политика, реклама. Хотя опыт личности и уникален, есть несколько общих моментов, которые важны для всех:

  1. Страх. Стимул, основанный на страхе, действует безотказно, но использовать его в маркетинге неэтично. Такая реклама может отпугнуть, вызвав неприятные ассоциации. Многие бренды используют ее, описывая проблему покупателя и сразу предлагая решение. Покупка подается как способ избавиться от проблемы.
  2. Стремление быть своим в компании. Страх оказаться ненужным и непринятым обществом — один из самых сильных. Часто люди покупают товар, учитывая не собственные желания, а мнение окружающих.
  3. Стремление подчеркнуть свою особенность. Оно идет параллельно с желанием быть принятым. Индивид одновременно боится стать аутсайдером и раствориться в толпе. Поэтому так просто продавать товар, акцентируя внимание покупателей на его уникальности.
  4. Природная лень. Механизм выживания, позволивший людям эволюционировать, включает лень в список постоянных ощущений. Скудное питание быстро приводило первобытного человека к истощению, а лень побуждала меньше двигаться, экономить силы. У современного индивида доступ к питанию есть всегда, но механизм остался.
  5. Фото 1958Дефицит времени. Желание экономить время — сильный стимул. Индивид боится опоздать, упустить возможность. Из-за этого он часто покупает товар импульсивно, не задумываясь, действительно ли он ему нужен.
  6. Ожидание приятных эмоций. Когда покупка вызывает приятные эмоции, ожидание новых ощущений, удовольствия, человек будет неосознанно стремиться покупать снова и снова.

Общие стимульные реакции можно использовать на все категории покупателей. Когда реклама направлена на узкую аудиторию (на молодых мам, владельцев автомобилей определенной марки), задействуются более индивидуальные стимульные реакции, связанные с жизненной ситуацией аудитории.

Методы защиты от манипуляций через стимулирующие воздействие

Индивид сталкивается со стимульными реакциями каждый день, и постоянное эмоциональное реагирование может сильно истощить нервную систему. Часть стимулов случайна, а некоторые целенаправленны. От первых защититься невозможно, а действие вторых можно предупредить. Чтобы не стать жертвой социальной манипуляции, нужно признать, что это воздействие реально, значимо.

Часто люди, желая повысить самооценку, убеждают себя, что не подвержены манипуляциям, могут сразу их заметить. Но это не так. Воздействию поддаются все люди без исключения. Чтобы победить манипулятора, нужно определить, через какие образы он действует. Если во время просмотра рекламы появляется сильное желание получить товар, значит, она попала в цель. Избавиться от ее влияния можно с помощью жесткого самоконтроля:

  1. Необходимо анализировать свои желания, пытаясь определить истинную причину их возникновения.
  2. Если объективных причин нет — нужно копать глубже, добираясь до истинной причины, вероятно, заложенной еще в детстве.
  3. Свой жизненный опыт необходимо пересмотреть критически — часто стимул забывается, маскируется среди других воспоминаний, вспомнить его можно только намеренно.
  4. Контроль эмоций — ключ к подчинению стимульной реакции. Нужно мыслить рационально.

Самостоятельно «приручить» стимульную реакцию можно, если она не слишком сильная, не мешает нормальному восприятию действительности. Если индивид полностью подчиняется давлению триггера, не может контролировать свое поведение, ему необходимо обратиться к психотерапевту. Иначе он может подвергнуть себя и окружающих серьезной опасности. Часто под влиянием триггера люди, не склонные к агрессии, совершают преступления, ведут себя неадекватно. Работа с терапевтом поможет найти причину запуска механизма и избавиться от ее влияния.

Рейтинг автора
Автор статьи
Анастасия Беляничева
Приветствую! Меня зовут Анастасия и я хорошо разбираюсь в психологии семьи, возрастной психологии, клинической психологии и психосоматике.
Написано статей
165
Adblock
detector