Содержание
- Особенности военной психологии: объект и предмет изучения
- Задачи науки: область работы исследователей и практических психологов
- Определение цели участия в боевых действиях: правильная мотивация военнослужащих
- Психика военнослужащих в условиях боевых действий: типичные изменения
- Как условия боевых действий влияют на физическое и психическое здоровье солдата?
- Отсроченное влияние участия в войне: адаптация ветеранов к условиям мирной жизни
- Появление армейской психологии: становление самостоятельной отрасли, первые исследования
- Особенности военной психологии в России: роль психолога в современной армии
- Психология военнослужащего: основные навыки и рабочие обязанности психолога полка
- Полезное видео
Военная промышленность — ведущая отрасль большинства развитых стран. Финансовая поддержка, выделяемая правительством на развитие этого сектора, продиктована актуальной потребностью государств защищать безопасность своих граждан и неприкосновенность территорий. Для обеспечения психологической подготовки и поддержки военнослужащих в отдельную область знаний выделена военная психология. Она занимается специфическими проблемами военнослужащих: адаптацией, поддержкой, реабилитацией, поиском методов мотивации для участия в боевых действиях.
Особенности военной психологии: объект и предмет изучения
Военная психология занимается изучением закономерностей психических особенностей военнослужащих. Объект изучения — военнослужащий, проходящий контрактную или призывную службу, потенциальные военнослужащие, соответствующие требованиям отбора, гражданские лица, пригодные к несению воинской службы.
Предмет военной психологии — военная деятельность, влияние условий пребывания в армии на психику служащего, состояние психики и особенность течения психических процессов в армии. В задачи армейского психолога входит повышение морального настроя солдат, разработка новых стратегий управления, изучение скрытых способностей мозга для совершенствования профессиональных навыков.
Задачи науки: область работы исследователей и практических психологов
Выделяют следующие основные задачи армейской психологии:
- Изучение индивидуальных психических характеристик солдат для эффективного комплектования подразделений.
- Участие в разработке преподавательской программы, учет психологических особенностей военнослужащих для оптимизации процесса обучения.
- Психологическое сопровождение военнослужащих.
- Использование психологических методов для укрепления межличностных взаимоотношений солдат.
- Обеспечение нормальной адаптации новобранцев к специфике армейской дисциплины.
Военные психологи работают совместно с армейским руководством, повышая общий уровень мотивации служащих, разрабатывая новые методики психологической адаптации, обеспечивая поддержку нормального психологического состояния.
Определение цели участия в боевых действиях: правильная мотивация военнослужащих
Выделяют 3 группы причин, по которым солдат стремится к участию в боевых действиях:
- Общественные — общесоциальные мотивы, продиктованные чувством долга. К ним относится любовь к стране, активное проявление патриотизма, ненависть к противнику как к захватчику.
- Групповые — мотивы малых коллективов, выработанные внутри общности. К ним относятся взаимовыручка товарищей, чувство принадлежности к определенной группе, страх отвержения, .
- Личные — индивидуальные мотивы. К ним относятся амбициозные притязания: стремление выделиться, заслужить награды, заработать деньги, проверить свои способности.
Пассивность или активность солдат в бою — показатель их отношения к самой войне, как к явлению. В зависимости от хода войны, степени подготовки, уровня обеспечения личного состава эмоциональная окраска образа войны меняется. Солдаты, получившие преимущество, более успешны в ведении боевых действий.
Войска, имеющие более сильную мотивацию, воспринимают противника как непримиримого врага. Важное значение имеет общественная поддержка: образ военного конфликта внутри страны. Использование социальных мотивов возможно, если в обществе поддерживают военные настроения. Антимилитаристические стремления подрывают боевой дух солдат, снижают уровень личной мотивации.
Психика военнослужащих в условиях боевых действий: типичные изменения
Нахождение в условиях угрозы жизни и здоровью, повышенные нагрузки, смерть товарищей по оружию, необходимость участвовать в насильственных действиях — комплекс факторов, негативно влияющих на психику солдат. Исследования, проведенные американскими психологами, показывают, что 90% солдат испытывают страх во время боя. Из них 25% страдают от бесконтрольных приступов страха, выраженных физическими симптомами: обмороком, мочеиспусканием, рвотой.
Только четверть солдат на поле боя проявляют инициативу: перемещаются по полю боя, открывают огонь, могут пойти в атаку без дополнительного указания. Остальные военнослужащие участвуют в атаке только если рядом находится командир. Оставшись без его присмотра, солдаты часто теряются. Они бросают оружие, разбегаются, прячутся, имитируют получение ранения.
Его физические реакции замедляются, психика подвергается значительным изменениям. Чтобы избежать нервного истощения солдата, после 45 суток пребывания необходимо предоставить ему отпуск.
Солдаты, непрерывно находящиеся на поле боя, страдают от психических расстройств. Особенно опасно нахождение на фронте без возможности ротации для солдат с нестабильной нервной системой.
Как условия боевых действий влияют на физическое и психическое здоровье солдата?
Нарушение жизненного ритма (невозможность соблюдать режим сна и приема пищи, потребность учитывать смену погодных условий) оказывает на организм дополнительную нагрузку. Испытывая сильную перегрузку, солдаты часто оказываются на пределе физических возможностей. Это быстро истощает организм: иммунная система не справляется с инфекциями, а дополнительная антисанитария делает даже незначительные ранения смертельными.
Причиной психологической дезадаптации может стать смерть близкого товарища или собственное ранение. Вторая мировая война показала, что треть военнослужащих, попав на поле боя, спустя 20–25 дней начинают проявлять признаки психических расстройств.
Отсроченное влияние участия в войне: адаптация ветеранов к условиям мирной жизни
Особенности боевой обстановки требуют значительной перестройки психики. Возвращаясь к мирной обстановке, военный оказывается не способным нормально существовать в обществе. Его мировоззрение разительно отличается от взглядов людей, никогда не принимавших участия в боевых действиях.
Ветераны войны страдают от посттравматического синдрома — ПТСР. Он проявляется рядом симптомов:
- повторяющиеся кошмары;
- повышенный уровень агрессии;
- навязчивые идеи;
- депрессия, безразличие к окружающему миру;
- стремление вернуться в привычную армейскую обстановку.
Без психологической помощи ПТСР может сохраняться в течение всей жизни. Особенно подвержены риску развития психосоматических расстройств ветераны, получившие ранения, повлекшие за собой инвалидность.
Программа реабилитации ветеранов включает:
- уважение их личного вклада в ведение боевых действий;
- массовые чествования вернувшихся с фронта ветеранов;
- понимание изменений взглядов солдата, специфики психических реакций;
- уважение принципов солдатского братства, поддержание сохранения фронтовой дружбы;
- вовлечение ветеранов в активную социальную жизнь, организация массовых мероприятий с их участием;
- психологическая поддержка адаптации ветерана к семейной жизни, поддержание благоприятной атмосферы в семье;
- выявление и профилактика межличностных конфликтов военных и гражданских лиц;
- работа с последствиями психологической травмы ветерана, постепенное уменьшение соотнесения себя с отдельной социальной группой, вхождение в общество.
Своевременное получение адаптационной помощи обеспечивает нормальное вхождение военного в мирное общество, снижает риск социальных и бытовых преступлений с участием ветеранов.
Появление армейской психологии: становление самостоятельной отрасли, первые исследования
Военная психология, как отдельная отрасль, сформировалась в начале 20 века. До этого она не имела выделенной методики, в основном занимаясь поддержкой боевого духа солдат, развитием чувства воинского долга. У армейской психологии выделили 3 направления развития:
- психологические особенности командира, как лидера подразделения;
- взаимодействие военнослужащих;
- работа военных психологов в областях, сопутствующих подготовке к боевым действиям.
Первые масштабные исследования по изучению психологии солдат проводились в Америке. Представитель первой волны исследователей психологии военных Р. Йеркс с помощью первичных тестов разработал специализированные тесты, направленные на выявление степени готовности мужчин участвовать в боевых действиях, склонность к лидерству, уровень развития интеллекта.
Спустя 20 лет у психологов уже была обширная база практических исследований. Участившиеся локальные конфликты стали основной причиной появления новой, самостоятельной профессии — военный психолог. Поскольку эта специальность требует углубленного понимания особенностей военной деятельности, им требуется специализированная подготовка. Поэтому проще подготовить армейского психолога из бывшего служащего, обеспечив ему возможность для переквалификации.
Особенности военной психологии в России: роль психолога в современной армии
В российской армии официально должность военного психолога появилась только в 1992 г. До этого его обязанности частично выполняли сами военные, наделенные необходимыми навыками и энтузиазмом. Должность «психолог полка» требует от специалиста высокого уровня профессиональных знаний, понимания специфики воинской службы, обладания необходимыми личностными качествами.
На сегодняшний день в Российской армии открыто более 2000 рабочих мест для военных психологов. У военной психологической службы есть выделенная структура с четкой иерархией. Подготовка специалистов осуществляется на военно-психологическом факультете.
Психология военнослужащего: основные навыки и рабочие обязанности психолога полка
Поскольку в психологии военного человека есть ряд специфических принципов, военный психолог должен не только иметь глубокие профессиональные знания, но и соответствовать требованиям занимаемой должности. Обязанности психолога полка включают:
- понимание особенностей психологии военнослужащих;
- наблюдение за социально-психологическими процессами внутри подразделения;
- способствование укреплению воинской дисциплины, профилактическая работа по устранению правонарушений;
- организация психологических мероприятий, повышающих мобилизационную готовность служащих;
- оказание помощи в адаптации новобранцев к условиям несения службы;
- оказание помощи членам семей военнослужащих;
- своевременное информирование вышестоящих должностных лиц о проведении психологических мероприятий для личного состава;
- проведение профилактических и педагогических мероприятий;
- помощь и методическое обеспечение занятий, развитие материально-технической базы.
Многообразие задач требует от армейского психолога постоянной вовлеченности в служебную деятельность солдат: психолог собирает и обрабатывает информацию, определяет особенности личности военнослужащего. Эти данные необходимы для профилактики внутриличностных и межличностных конфликтов, уточнения воинской специализации.
Полезное видео
В видео озвучены советы военного психолога, адресованные будущим солдатам.