Развитие.......
Все, что мы публикуем и о чем пишем, является нашим внутренним опытом или осознанием.

Каждая статья наполнена психологическим или философским содержанием, с которым сталкиваемся на практике.

Задачи и методы возрастной психологии

С самого рождения человек начинает развиваться. Каким человек станет, когда вырастет, невозможно. На процесс формирования психики влияют многочисленные факторы. Их изучением занимается отдельное научное направление — возрастная психология. Исследования затрагивают развитие психики на различных этапах жизни.

История развития и последователи направления

Возрастная психология — научное направление, которое занимается изучением психического развития на протяжении человеческой жизни, зависимо от возраста.

Психология развития впервые возникла как отдельное направление в 1882 году. Основателем этой науки был Вильгельм Прейер, издавший работу «Душа ребенка», в которой он описал особенности детской психики.

Предпосылки для создания отдельного направления, изучающего развитие психики в разные моменты человеческой жизни, появилось давно. Первым, кто внес вклад в развитие возрастной психологии, был Чарльз Дарвин. Благодаря его эволюционным идеям была образована теоретическая база, от которой отталкивались другие исследователи.

Также вклад в развитие этого направления внес И. М. Сеченов. Он издал работу «Рефлексы головного мозга» которая обосновала рефлекторную теорию.

Активное развитие возрастной психологии началось в 20 веке. В начале этого века исследователи начали использовать методики тестирования, применять измерительные шкалы, чтобы получить информацию об умственном развитии детей.

К ученым, которые внесли большой вклад в изучение человеческой психики, формирование нового направления в психологии, относятся — Ж. Пиаже, К. Бюлер, Л. С. Выготский.

Они разработали множество теорий развития личности, которые учитывают современные ученые.

Предмет и задачи

Предметом возрастной психологии является изучение становления различных психических процессов, выявление закономерностей, возрастной динамики изменений психики.

Задачи этого направления психологической науки можно разделить на две группы — практические и теоретические.

Теоретические:

  1. Изучение психического развития, происходящего на протяжении всей сознательной жизни. При этом учитываются движущие силы, источники, механизмы, которые влияют на процесс.
  2. Периодизация развития психики в онтогенезе.
  3. Определение возможностей, которые изменяются с возрастом. Это позволяет узнать для чего пригоден человек на каждом этапе жизни, какие задачи он может решить.

Практические задачи:

  • клиническая диагностика;
  • создание служб, которые контролируют психику, систематизируют полученные данные;
  • помощь людям в критические периоды жизни;
  • переработка, модернизация учебно-образовательных процессов для улучшения качества обучения;
  • выявление творческого потенциала индивида.

Возрастная психология делится на несколько разделов, которые занимаются изучением разных возрастных периодов:

  1. Детская психология. Это направление занимается изучением факторов, условий, которые влияют на развитие детской психики.
  2. Психология юности. Направление, занимающееся изучением особенностей психики старших детей. В этот период может возникнуть кризис, который интересует исследователей.
  3. Психология зрелого возраста. Изучение развития людей на этапе зрелости. Дополнительно к этому исследуются кризисы среднего возраста.
  4. Геронтопсихология — направление, изучающее психические процессы, возникающие под воздействием факторов старения.

Теории

Теории развития личности:

Фото 1681

  1. Л. С. Выготский — культурно-историческая теория. Он считал, что высшие психические функции возникают только при применении определенных знаков со стороны двух общающихся людей.
  2. А. Н. Леонтьев — теория деятельности. По этой теории деятельность считается изначально осознанными действиями, после которых она становится операцией и перерастает в функцию.
  3. В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин — теория учебной деятельности. Исследователи рассматривали проблемы становления личности при применении различных учебных приемов.
  4. П. Я. Гальперин — теория формирования умственных способностей. Главный смысл учения — психические функции начинаются с материального выполнения действий и завершаются речевыми функциями.
  5. А. И. Мещеряков, И. А. Соколянский — теория первоначального очеловечивания. В ней исследователи объяснили, как формируется психика у слепоглухонемых детей.

Каждая из теорий получила популярность среди других исследователей возрастной психологии.

Проблемы направления

В возрастной психологии есть проблемы, на изучение которых делается упор при проведении исследований:

Фото 1752

  1. Определение факторов, влияющих на формирование психического развития человека. Среди них выделяют влияние внешней среды, анатомо-физиологическое воздействие.
  2. Определение преобладания различных факторов на развитие личности. К ним относятся – организованное и стихийное обучение. Организованное обучение — осуществляется целенаправленно. При этом задействуются различные методы обучения, которые могут быть частными или государственными. Процесс начинается с семейных приемов воспитания и заканчивается методиками, применяемыми в общеобразовательных учреждениях. Стихийное обучение — воспитание субъекта, осуществляющееся без каких-либо целей.
  3. Соотношение способностей и задатков.
  4. Сравнение влияния революционных, эволюционных и ситуационных факторов на общее развитие людей.
  5. Изучение взаимосвязи между личностными, интеллектуальными изменениями, которые влияют на психику.

Методы исследования

Чтобы получать информацию, создавать новые теории, необходимо проводить различные исследования. Методы, применяемые в возрастной психологии:

  1. Опросы — популярный метод получения новых данных, представляющий собой беседу с применением заранее составленных вопросов. Может быть письменным, устным. При проведении опроса возникают различные сложности. Если одинаковый вопрос задают ребенку и взрослому, ответ может отличаться. Это связано с пониманием жизни в разные периоды времени. Поэтому нужно правильно формулировать вопросы, учитывая возраст опрашиваемого.
  2. Срезы — методика исследований, которая делится на продольные, поперечные. Методика продольных срезов — длительное изучение небольшой группы людей. Поперечные срезы — в исследовании принимает участие группа детей, которые исследуются по определенному параметру.
  3. Анкетирование — методика схожая с опросами. Исследователи заранее подготавливают список вопросов, на которые человек должен ответить. После получения интересующей информации, ученые проводят углубленный анализ данных.
  4. Эксперимент — эффективный метод получения интересующей информации от человека на разных этапах развития. Исследователи формируют определенную ситуацию, чтобы воздействовать на ребенка, взрослого. При проведении эксперимента происходит фиксирование изменений поведения, реакций на раздражители.

Еще один метод получения новых данных — анализ продуктов деятельности. При его выполнении изучаются музыкальные произведения, рисунки, сочинения, чертежи, личные дневники.

Периоды человеческого развития

Существует две возрастных квалификации:

  • частная — описывают определенные отрезки жизни;
  • общая — рассматривает всю человеческую жизнь.

Частную классификацию создал Пиаже. Он выделил два периода человеческой жизни, которые являются основными:

Фото 1768

  • сенсомоторный интеллект — от рождения до двух лет;
  • конкретные операции — 3–15 лет.

Еще одна частная классификация была предложена Элькониным. Он разделил человеческую жизнь на три периода:

  • раннее детство;
  • детство;
  • подростковый период.

Если говорить про общие классификации, можно выделить две наиболее популярных. Первая была предложена Бирреном:

  • юность — 12–17 лет;
  • ранняя зрелость — 18–25 лет;
  • зрелость — 51–75 лет;
  • старость — начинается с 76 лет.

Другую классификацию разработал Эриксон. Он разделил человеческую жизнь на 8 стадий:

  1. От рождения до 12 месяцев. В этот период активно проявляется недоверие и доверие.
  2. С 2 до 3 лет. Проявляется нерешительность, самостоятельность.
  3. С 4 до 5 лет. Проявляется чувство вины перед окружающими, наблюдается предприимчивость в действиях.
  4. Продолжительность — 6–11 лет. Формируются основные умения, может проявляться комплекс неполноценности.
  5. С 12 до 18 лет. Начинается путаница между социальными ролями. Ребенок осознает себя, как отдельную личность.
  6. Начинается с 19 лет. С этого возраста человек становится зрелым. Проявляется чувство одиночества, привязанности к другим людям.
  7. Зрелый возраст. В этот период субъект увлечен изучением себя, налаживанием отношений с окружающими.
  8. Пожилой возраст. На этом этапе субъект является сформированной личностью.

Кризисные периоды

Развитие человека на протяжении жизни можно разделить на стабильные, кризисные периоды. У кризисов есть некоторые особенности, которые психологи принимают во внимание при проведении исследований:

Фото 1673

  1. Кризис — кратковременное явление, которое длится меньше стабильного периода. Если обстоятельства будут неблагоприятными, это может привести к продлению кризисного периода до нескольких лет.
  2. Границы, которые отделяют период кризиса от стабильности, размыты. Из-за этого общее положение изменяется незаметно. Обострение кризисного периода можно заметить только в середине нестабильного периода.
  3. При кризисе на детей сложно воздействовать. Они проявляют строптивость, упрямство. Замедляется работоспособность, успеваемость в школе. При этом ребенка беспокоят мучительные переживания.

Во время кризисных периодов большая часть рабочих процессов являются разрушительными. Исчезают привычные интересы, начинаются постоянные ссоры с близкими. Виды возрастных кризисов:

  • от 2 до 12 месяцев — кризис одного года;
  • от 1 до 3 лет — кризис трех лет;
  • от 3 до 7 лет — кризис семи лет;
  • от 7 до 13 лет — кризис 13 лет;
  • от 13 до 17 лет — кризис 17 лет;
  • кризис 30 лет;
  • кризис 40 лет.

Последний из периодов кризиса — уход на пенсию.

Разобраться с кризисными ситуациями различных возрастов помогут психологи.

Возрастная психология актуальна среди современных исследователей. Ученые изучают психику людей в различные временные промежутки на протяжении жизни. Для проведения исследований применяются различные методики. На основе полученной информации формируются рекомендации, которые помогают людям преодолевать кризисные ситуации, продолжать развитие.

Полезное видео

В виде подробно раскрыта тема возрастных кризисов человека.

Рейтинг автора
Автор статьи
Анастасия Беляничева
Приветствую! Меня зовут Анастасия и я хорошо разбираюсь в психологии семьи, возрастной психологии, клинической психологии и психосоматике.
Написано статей
165
Adblock
detector