Развитие.......
Все, что мы публикуем и о чем пишем, является нашим внутренним опытом или осознанием.

Каждая статья наполнена психологическим или философским содержанием, с которым сталкиваемся на практике.

Стоимость опиума для народа

Фраза: «Религия – опиум для народа» хорошо известна для всех, включая людей далеких от философии. С легкой руки Карла Маркса, она вызвала широкий резонанс, споры и полемики внутри религиозных конфессий, ученых, социологов. Кто-то видит в ней призыв отказаться от веры, но есть и люди, призывающие научиться видеть в ней иной глубокий смысл. Расскажем – кто сказал первым эту фразу и как ее можно трактовать.

Авторы фразы

фото 399Карл Маркс стал первым, кто прославил эту фразу. Его идеологическое знамя чуть позже подхватил Владимир Ленин. Многие жители СССР, запомнили высказывание именно после его выступлений.

Но историки считают, что Маркс выдал интерпретацию, а первыми авторами фразы были немецкий поэт Новалис и Маркиз де Сад, которые использовали ее в произведениях. У Маркиза Де Сада героиня обращается к королю со словами, дескать господствующей верхушке выгодно одурманивать людей, чтобы потом жить за их счет, заставляя трудиться.

Новалис использовал сравнение в несколько другом ракурсе. Поэт считал религию мягким обезболивающим средством, дающим человеку возможность не замечать социальных проблем и спокойно без тревог проживать свою жизнь.

Есть и еще один известный человек, которого тоже называют в числе авторов фразы. Им называют английского проповедника Чарльза Кингсли жившего в середине 19-го века. Яркий, талантливый священник, как описывают его современники, также сравнивал религию с опиумом, но лишь с целью исцелять душевные раны людей.

Значение у слова опиум очень разное, и его и трактовать его можно по-разному.

Мнение Эндрю Маккинона

Ученый Эндрю Маккиннон провел собственное исследование, где утверждает о том, почему нельзя сравнивать религию и опиум, воспринимая его исключительно как одурманивающее средство. Слово опиум, по его утверждению, на протяжении разных периодов имело совсем разные смыслы.

Значения слова бывали такими:

  1. Анестетик. Опиум часто использовали для лечения болезней, включая такие страшные как холера. Одно время его можно было свободно купить в любой аптеке мира. Запрещать лекарство стали гораздо позже.
  2. Истории известны так называемые опиумные войны – крупный конфликт в Китае.
  3. Одно время вещество использовали для успокоения младенцев. И однажды это привело к серьезной социальной проблеме, когда общественники потребовали запретить подобное успокоительное.
  4. Наркотиком является морфин – синтетическое вещество, изготавливаемое на основе опиума.
  5. Его часто использовали творческие люди, художники, писатели, поэты как легкий допинг, помогающий прийти вдохновению.

Фраза всякий раз воспринимается по-разному, но чаще ее используют именно в сравнении религии и наркотика.

Анализируем сходство

Если заняться анализом выражения, сам собой напрашивается главный вопрос: а что объединяет наркотические вещества и религию? Давайте проанализируем тезисы, предположив, что и религия, и опиум вызывают у людей зависимость. Важно помнить, что анализ не претендует на истину в последней инстанции. Всегда есть другие точки зрения:

  1. Как верующие, так и наркозависимые люди образуют группы для выполнения ритуалов. У них есть собственный язык, правила «приема» в группировку, нормы поведения.
  2. Цель в двух случаях фактически одинакова – впасть в эйфорию. Только наркомы называют ее – кайфом, а религиозные люди – благодатью, приятным, радостным состоянием психики.
  3. Некоторые верующие утверждают, что разговаривают с богом, к ним с небес спускались святые, вели беседы, давали знаки. Особенно, если верующий регулярно поститься, без конца молиться, отказывается от еды и питья на недели, месяцы (это распространенная практика у черных монахов). Зависимые люди точно также страдают галлюцинациями, видят картинки, слышат голоса.
  4. Круг интересов сокращается как у религиозных фанатиков, так и у наркоманов. Замечали: ни с теми, ни с другими становится говорить бессмысленно, если не касаться любимых ими тем. Изменения в психике неизбежны, когда человек зацикливается на одной цели.
  5. Круг общения тоже резко меняется. Человека окружают только ему подобные. Остальные постепенно выходят из жизни верующих и наркозависимых людей. Обе категории граждан могут агрессивно реагировать на замечания, осуждать поступки, исходя из собственных моральных убеждений.
  6. Лишить верующего радости молитвы, как и наркомана опиума, легко: настроение человека меняется в худшую сторону. Иногда все заканчивается глубокой депрессией, которая лечится только медикаментозно.
  7. Как верующие, так и наркоманы не считают себя зависимыми. Религиозный человек считает свой выбор осознанным, а пристрастившийся к дурману в принципе не отдает отчета своим действиям. Верующие люди готовы отдать жизнь во имя веры, что с точки зрения любого психолога не является нормой.

Как верующие люди, так и наркозависимые по факту являются низшими «звеньями» сложных систем и организаций. В первом случае это церковь – одна из самых богатых структур во всем мире, во второй – наркокартели.

Что сказал В.И. Ленин

Владимир Ленин в отличие от Карла Маркса, был настроен к религии очень категорично. Его позиция была обнародована 3 декабря 1905 года. Популярная в начале 20-ка века газета выпустила статью, где Ленин подробно разъяснил читателям свое видение фразы: религия опиум для народа.

Вот, что подразумевал под фразой вождь мирового пролетариата:

  1. Религия – вид духовного угнетения людей, которые всю жизнь только трудятся, измучены нехваткой денег, однообразностью быта.
  2. Вера в загробную жизнь помогает надеяться на лучшую долю. Пусть и не в этой жизни.
  3. Вера помогает и богатым почувствовать себя полезными людьми, оправдать праздную жизнь через благотворительность.
  4. Как дикарь бессилен объяснить природное явление и приписывает любую стихию чертям, чудесам и прочей мистике, так и верующий человек вынужден стать смиренным. Бороться с системой просто нереально.
  5. Религия дарит иллюзию правильного образа жизни всем, кто живет за счет чужого труда.

фото 400

В конце, Ленин делает дерзкое для своего времени заключение, сравнивая религию с сивухой – дешевым спиртным напитком, который в то время повсеместно пили рабочие люди, крестьяне. Он призвал отказаться от одурманивания. Владимир Ильич изучал в гимназии «Закон Божий» и имел по предмету хорошие оценки, но позже он вел яростную борьбу с религией, запрещая ее, разрушая церкви и монастыри в Советском Союзе.

Что имел в виду Карл Маркс

Карл Маркс – социолог, соавтор коммунистического манифеста с одной стороны, полагал, что религия не что иное, как инструмент управления народом и своеобразная форма порабощения людей с целью управления их сознанием.

В то же время фразу нельзя считать столь односторонней, если вспомнить значение слова не как наркотика, а как лекарства-анестетика. Вера в Бога, считал К. Маркс должна помочь преодолеть угнетение, которое человек испытывает со стороны общества и даже природы.

Религией можно называть вздох угнетенной твари и дух порядков, царящих в бездушном мире. Религия есть опиум народа» – такую цитату Маркса приводят многие источники.

Но все же, утверждал Маркс, опиум болезнь не лечит, он облегчает боль. Поэтому создается видимость ухода от реальности, причем, временная. В данном случае религия – мощное идеологическое оружие, дающая возможность угнетателям управлять послушным стадом. При этом, есть основания предполагать, что сам Карл Маркс говорил о конкретной экономической ситуации в Германии. Тогда она была очень сложная.

Точка зрения дьякона Кураева

Современный религиозный деятель, известный своими необычными (и часто смелыми) высказываниями дьякон Андрей Кураев, предлагает переосмыслить фразу, взглянуть на нее под другим углом.

«Можно воспринимать высказывание как в негативном, так и позитивном ключе – говорит дьякон. Как призывал нас Ленин, это институт, поддерживающий социальное рабство. Но с другой, фраза имеет более глубокий смысл. Ведь верование помогает снять боль с общества, пораженное грехами.

Если воспринимать религию как искреннюю веру, то она позволяет исцелиться в душевном плане, добиться благодати. Но здесь важно читать фразу как «религия – опиум не для народа, а просто опиум народа». Прочтения принципиально разные, смысл тоже».

С точки зрения Кураева, предназначение религии – придать смысл существования любому событию человека – от рождения до самой смерти. Поскольку человек – не животное, он получил «доступ» к вселенной символов, которая позволяет ему пережить боль, а вовсе не является наркотиком.

Немного про атеизм и Остапа Бендера

Можно ли считать фразу лозунгом атеистов? Вопрос весьма спорный: радикальный атеизм не одобряли даже ярые коммунисты Маркс и его сподвижник Энгельс. Они критиковала парадигму атеистов, призывающих бросить все силы на борьбу с вероисповеданием.

фото 401

Карл Маркс был против религии только как социального института, не способного закрыть все потребности общества. Но истреблять в принципе ее не собирался (в отличие от своего последователя Владимира Ленина, который вывел атеизм в культ и жестоко боролся с любой формой веры).

В заключении хочется вспомнить Остапа Бендера. Помните, как легендарный авантюрист спросил у священника — «Почем опиум для народа»? После произведения Ильфа и Петрова фраза пошла в народ. Попробуйте спросить значение высказывания у людей на улице. Большинство и не вспомнят Карла Маркса, зато Бендера с улыбкой цитируют практически все начитанные люди.

Adblock
detector