Содержание
Йога ― популярное направление физической активности. Несмотря на то что она зародилась в глубокой древости, современные фитнес-центры предлагают и такие ее направления, которые развились совсем недавно и только собирают свои аудитории. Становится популярным направление «йога для детей», открываются специальные детские йога-центры и классы.Не все взрослые смогут выполнить путаные асаны. Что уж говорить о маленьких проказниках, которые просто не смогут высидеть в позе лотоса с прямой спиной, сохраняя абсолютное спокойствие и умиротворение. Но профессионалы считают: стоит только начать, малыш будет бежать на занятия вприпрыжку. К тому же гораздо эффективнее начинать занятия с детства, чтобы добиться лучших результатов.
Что собой представляет детская игровая йога и какие упражнения используют инструкторы, чтобы развить гибкость, способствовать правильному физическому взрослению и эмоциональной устойчивости?
Йога и дети: польза регулярных тренировок для общего развития
Однажды родителям приходится решать, в какую секцию отдать ребенка. Хочется, чтобы он был сильным, выносливым и здоровым. Идеально, если полученные за годы тренировок знания будут полезны и в жизни. Йога в этом случае ― оптимальный вариант. Это один из самых щадящих методов физподготовки. Результат ― спортивное телосложение, стабильный эмоциональный интеллект, осознанность и внимательность к деталям.
Практика йоги подходит малышу, если:
- у него имеются индивидуальные ограничения на занятия спортом (борьбой, атлетикой);
- наблюдается рассеянное внимание, неусидчивость, эмоциональное возбуждение, за ребенком в буквальном смысле приходится гоняться, необходим постоянный контроль;
- имеет место беспричинная раздражительность, плаксивость, тревожность.
Взрослым часто приходится прилагать усилия, чтобы заниматься физическим развитием детей. Даже найти правильную школу нелегко, хотя это уже половина успеха. Но можно начать постигать йогу вместе с малышом, ведь она невероятно сближает. Существуют групповые тренировки, где инструкторы показывают упражнения не только для детей, но и для всей семьи независимо от уровня подготовки.
Для мам и пап дополнительные плюсы совместных занятий, кроме общения с ребенком:
- развитие гибкости;
- устранение нарушений координации движений;
- формирование правильной осанки.
Школьникам важно учиться сосредоточенности. В йоге есть упражнения, которые помогают укрепить шейный отдел и позвоночник. Это способствует улучшению циркуляции крови, мозг работает в полной мере, ученик меньше отвлекается на посторонние шумы, эффективно усваивает материал. А еще практикующий йогу оберегает себя от раннего ношения очков (во время практики можно избавиться от ощущения усталости глаз и покраснения).
Если углубиться в суть йоги (а это целая наука, сочетание комплекса упражнений, дыхательных практик ― пранаям, духовная культура), малыш не только сможет садиться на шпагат, но и станет веселым, активным, подвижным, успешным.
Идеальный возраст, чтобы начать
«Никогда не рано, никогда не поздно» ― эти слова как раз о йоге. В Индии дети начинают разучивать первые асаны в семь лет. Это самое подходящее время, чтобы приступить к тренировке мышечной памяти, которая в будущем позволит осваивать позы посложнее.
Во время занятий не стоит ориентироваться других детей, пытаясь угнаться за их достижениями. Каждый маленький человек наделен собственными физическими и психологическими характеристиками. Пробовать надо постепенно. Он увлечься и начнет интересоваться теорией йоги (притчами, легендами, веселыми мантрами, медитацией).
В современных центрах есть специалисты, которые оценят, в какой форме находится ребенок и когда рекомендуется приступать к занятиям. Но взрослые в состоянии определить это и самостоятельно. Поможет простейший метод ― наблюдение за ним в зале. К концу урока его самочувствие не должно ухудшаться.
Классический комплекс упражнений в детской йоге
Некоторые упражнения хорошо знакомы нам с уроков школьной физкультуры. Такие простейшие позы, как «лодочка», «кошечка», «ласточка», присутствуют и на занятиях йогой. Детям дошкольного возраста обычно предлагают выполнить последовательность несложных асан.
Примеры упражнений для домашней практики (время выполнения подбирайте исходя из своих возможностей и подготовленности ребенка):
- Упражнение 1. Упрощенная поза «Лотос». Вместе с малышом садимся со скрещенными ногами (по-турецки), спина прямая. И тянемся, тянемся вверх и в стороны.
- Упражнение 2. «Дерево». Из положения стоя подтягиваем правую стопу к внутренней поверхности левой ноги. Руки, сложенные перед грудью, вытягиваем вверх, образуя «домик» над головой. Балансируем, стоя на одной ноге, тренируем координацию.
- Упражнение 3. «Борец сумо». Ноги расставляем широко-широко, пытаемся присесть, как на стул. Руками опираемся на ноги (чуть выше колен), спину слегка округляем. Не меняя положения, раскачиваемся из стороны в сторону, отрывая ноги от пола (не выпрямлять!).
- Упражнение 4. «Кошечка». Стоя на четвереньках, со вдохом максимально прогибаем спину, с выдохом выгибаем.
- Упражнение 5. Поза «Довольный малыш». Лежа на спине, обхватить ступни руками. Перекатываемся из стороны в сторону, подтягиваем ступни к себе.
Заниматься вместе с детьми очень весело. Для того чтобы поддержать их интерес, можно проводить занятия по придуманным сказочным сценариям Можно распечатать яркие картинки шуточной формы, где веселое животное выполняет асаны. Наглядно покажите ребенку вариации выполнения.
Хатха-йога: занимаемся играючи
Слог «ха» трактуется как позитивная энергия солнца, движение, начало чего-то важного, как будто делаем вдох. Другая часть слова «тха» ― падающая энергия, остановка, тишина, то есть выдох. Дети учатся уравновешивать внутреннюю активность-пассивность. Результат занятий ― не вечное безудержное веселье, а стабильное состояние счастья, жизнерадостности и покоя.
Существует интересная методика, основанная на речевом, музыкальном сопровождении асан по мотивам детских сказок, загадок, историй. Дети показывают фигуры, о которых идет речь в рассказе. Они должны быть максимально похожи на позы из йоги.
Комплекс асан из хатха-йоги по мотивам рассказа «Приключения пса Шарика».
Инструктор начинает рассказ:
― У нас во дворе живет пес Шарик, у него свой дом (целесообразно вместе с детишками изобразить позу дерева, сложив руки домиком над головой).
― Каждое утро Шарик выбегает из своего домика, потягивается (пытаемся изобразить позу «собаки мордой вверх и вниз»).
― Когда солнышко светит ярко, Шарик очень радуется (ложимся на спину, сгибаем ноги-руки и перекатываемся).
― Любимое занятие Шарика ― гоняться за птицами (упражнение «ласточка», можно поразмахивать руками).
― Петя ― самый маленький член семьи, любит Шарика и тоже приходит с ним поиграть. Он кидает ему мячик, а Шарик бежит за ним (поза лука: лежа на спине, пытаемся ухватить ноги за лодыжки, покачиваемся вперед-назад).
― Когда Шарик устает, он ложится на коврик и отдыхает (принимаем шавасану или позу ребенка).
Такие веселые истории развивают воображение, дети не успевают заскучать. Именно эта практика ― первая ступень в изучении самого себя, своих навыков и внутренней силы.