Индивидуализм в философии

Вас интересует собственное развитие?

Тогда вам с нами по пути.

«Здравы будьте, мил человек. Этот сайт создан нами, чтобы посмотреть и разобраться, какими путями мы идём и как развиваемся.»

Главная » Философия » Личность в философии

Личность в философии

Индивидуализм в философии

Философские системы и направления различны в зависимости от критериев, лежащих в их основе. Каждая программа пытается разрешить ряд, интересующих ее, жизненных вопросов. Поднимает и ставит во главу угла тему личности в философии концептуальное течение под названием индивидуализм.

Индивидуализм: понятие и характеристика

фото 556

Важным этапом развития философской мысли явился период, когда возник индивидуализм в философии. С латинского термин “индивидуализм” переводится как “неделимое, особь”. Термин означает мировоззрение, провозглашающее главенство личного над общественным, конкретного индивида и его интересов над мнением и увлечениями группы, коллектива. Появление данного взгляда возникло, как осознание собственной самостоятельности, независимости, ценности как уникального существа. Это существо оказалось отделенным от других людей, социума, природы, а также от божественного начала, воплощенного в том или ином образе. В рамках индивидуализма на первый план выходят таких понятия, как:

  1. Личность – определяется как субъект, рожденный и развивающийся в общественной среде и приобретающий необходимые социальные качества. Институтом, в котором развивается личность, является семья, позже это организации типа школы, университетов, неформальных организаций т.д.
  2. Индивидуальность – набор характеристик, свойств человека, которыми обладает только он и которые выделяют его среди других людей. Сюда относят и биологические параметры, и социально-приобретенные, и психологические особенности.

Указанные термины могут быть использованы в одном контексте, они взаимосвязаны, но не тождественны друг другу.

Предпосылки и возникновение индивидуализма

Уже во времена Сократа, высказывались мысли относительно понимания и необходимости определения, кто такой индивид. Чуть позже, в эпоху эллинизма, индивидуалистические взгляды получают большее распространение. Представители школы стоицизма считали благом для человека жизнь в согласии с природой, соблюдение ее законов. О ценности групп или общин не упоминалось. Период Средневековья провозглашал индивидуальность личности, но только в ее отношении к божественному: каждый равен перед Богом, каждый несет в себе часть божественной власти. Преданность высшей силе не поддавалась сомнению, хотя тот же кальвинизм возлагал на самого человека всю ответственность за деятельность и сделанный выбор.

Личные накопления, формирование предпринимательства во времена господства капиталистических взаимоотношений являлись материальным воплощением принципов индивидуализма. Поощрялось стремление к увеличению собственного благосостояния, которое непосредственно связывалось с развитием всего общества. Частные интересы ставились даже выше государственных. Учения Нового времени начинают обращаться к глубинным темам – индивидуальному сознанию и самопознанию. Декарт Р., Спиноза Б. и другие отводят большую роль способности к рефлексии. Формирующаяся теория права утверждает, в дополнение к сказанному, автономию личности и умение выдвигать суждения.

Возникновение индивидуализма и соответствующей терминологии относят к – 18-19 векам. А. де Токвиль был убежден в позитивной силе этого нового феномена и говорил, что именно оно поможет человеку стать активнее, целеустремленнее и обособиться от остальной массы и ее влияния. Для индивида становится важным понимание себя и своей природы, становление и позиционирование внутреннего Я, ориентир на личные нормы, а не принятие навязанных стандартов.

Основные положения индивидуализма

Концепция базируется на нескольких принципах, поддерживающих целостность взглядов и поведения приверженцев выбранной программы. Существует 3 постулата:

  1. Общество рассматривается не как целостная система, состоящая из взаимоотношений людей, а как совокупность индивидов. Причем каждый из них имеет собственную специфику темперамента, черты характера, индивидуальные потребности и намерения. Провозглашается у человека право на свое мнение по различным вопросам.
  2. Суть человека заключена в уникальных, ему данных изначально свойств, которыми он полноценно владеет и которые ни при каких условиях не могут быть изъяты у него.
  3. Разделяются законы, относящиеся к общественной жизни, и те правила, которыми руководствуется отдельно взятый индивидуум. Группа и ее участники не представляют собой единого организма.

К сожалению, индивидуалистические категории не лишены внутренних противоречий, из-за чего проявляется неустойчивость мировоззрения. Пропагандируются новые значимые аспекты человеческого существования. В человеке зарождаются отрицательные черты – эгоизм, цинизм, стремление к доминированию и достижению целей удобными средствами. Субъекту дают в широком смысле возможность быть свободным, а он отчуждается от самого коллектива.

фото 557

Наряду с автономностью растет чувство утраты принадлежности к социуму. Последний фактор провоцирует ярых индивидуалистов вести себя довольно агрессивно и пытаться подчинить себе общество, получить с его помощью максимальные блага для себя. Такой индивидуализм считается бунтарским, и он противоположен мещанскому (обывательскому) типу. Если первый не расположен принимать во внимание или как-то сотрудничать с большинством, то другой способен заключить с коллективом обоюдовыгодный договор. Обе формы вполне могут проявить себя в различных исторических эпохах. Нужно помнить, что индивидуализм выступает одним из признаков развивающейся группы и построения коммуникации в ней на более высоком уровне. Но повсеместное доминирование единоличных устремлений может демонстрировать нарастающие проблемы системы и привести к ее расколу.

Представление об идеалах у индивидуалистов

Из определения индивидуализма, его принципов вытекают соответствующие идеалы, имеющие для сторонников этого философского течения первостепенное значение:

  1. Эмоциональная независимость от окружающих.
  2. Свобода мышления, наличие собственного мнения.
  3. Лидерские качества, социальная инициатива.
  4. Самостоятельность в действиях, принятии решений, лидерство и ответственность.
  5. Стремление к самосовершенствованию, достижениям и успеху.
  6. Право на частную собственность, личные приобретения.

Индивидуалисты ориентированы на заботу только о себе и значимых близких. Ситуация в стране, родном городе или районе их будет волновать при условии, что это коснется их напрямую, в ином случае – это не представляет интереса. Положительным моментом в стремлении к отделению от коллектива является сосредоточение на себе, своих потребностях, желаниях и чувствах, что позволяет задуматься о личностном совершенствовании. В современном мире такая тенденция отчетливо видна. И она должна пониматься не только как реализация в материальном мире, но и как работа в направлении духовности.

Люди по-прежнему остаются частью определенных институтов, как и раньше, зависят друг от друга и нуждаются в общественных контактах в личном, профессиональном или других планах. Любому человеку, будь то ребенок или взрослый, нужны друзья, поддержка окружающих в большей или меньше степени. Поэтому сейчас нельзя сказать, что приверженец индивидуализма однозначно отделен от общественных процессов, он может в них включаться или же нет по собственному желанию.

Разновидности индивидуализма: методологический индивидуализм

Словосочетание – методологический индивидуализм – означает теоретическую установку, позицию, исходя из которой рассматриваемый объект, явление окружающего мира является следствием индивидуального поведения или действий. Отсюда наиболее правильной и адекватной будет оценка происходящего с точки зрения конкретного человека, иными словами, в социальной действительности не обойтись без учета человеческого фактора. В центре внимания находится знание психологии людей. Излишний психологизм нередко выступал причиной для критики концепции индивидуализма. Г. Тард высказался на предмет того, что все явления культуры и социума не что иное, как итог личных изобретений.

фото 558

Для сравнения полезно упомянуть социологизм и методологический холизм. Первый отводит главенствующую роль структуре, второй – обществу как целостности. Холизм в отличие от индивидуализма, говорит о неделимости, связности компонентов общественных групп и происходящих в них процессов. Подчеркивается важность сообществ, взаимодействий их членов, которые порождают уникальные эффекты, не сводящихся к индивидуальным действиям. Системный и функциональный подходы также свидетельствуют в пользу признания серьезной роли организаций, институтов, групп и клубов в формировании и дальнейшем влиянии на жизнь членов общества.

Уход от коллективизма, что обозначено выше, имеет позитивные стороны, без которых дальнейшее развитие человечества будет затруднено. Но благотворное влияние потенциала данной тенденции проявится тогда, когда будет найдено гармоничное согласование потребностей отдельного субъекта и интересов общества.

Adblock detector