Развитие.......
Все, что мы публикуем и о чем пишем, является нашим внутренним опытом или осознанием.

Каждая статья наполнена психологическим или философским содержанием, с которым сталкиваемся на практике.

Роль бихевиоризма в психологии

Люди проявляют свои намерения, желания через поступки. Например, ежедневно индивид проявляет какую-либо активность по отношению к другим людям. Собеседники поступают в аналогичных ситуациях по-другому. Бихевиоризм в психологии изучает случаи, когда два человека поступают по-разному в одинаковых моментах.

Краткое описание научной отрасли

Это отдельное направление психологической науки, относящимся к социологии. Оно изучает поведение человека в разных ситуациях. Основные понятия поведенческой психологии:

  1. Социальные нормы, которые были приняты в обществе.
  2. Самостоятельный контроль своего поведения.
  3. Подсознательные программы, которые были заложены в сознании в детстве.
  4. Мотивы личности.
Высшим уровнем развития человека считается достижение сознательного контроля. Очень часто люди поддаются эмоциям, из-за чего не могут осознанно контролировать сложившуюся ситуацию.

Если индивид научился разрешать спорные моменты без чувственного восприятия, тогда он принимает решения контролируя свои эмоции.

Фото 1692

Если говорить о подсознательных программах, они активно развиваются в первые годы человеческой жизни. Помогают заводить первые знакомства, анализировать поступки других людей. Социальные нормы личность усваивает в зрелом возрасте. Они помогают привлечь к себе внимание окружающих, завести новые знакомства. Дальнейшее общение зависит от манеры поведения собеседника.

Еще один фактор, влияющий на поведение человека в разных ситуациях — это мотивы. Они находятся в стороне, пока личность действует так, как велят ему желания. Если нужно пересилить свое «я», в силу вступают мотивы.

История становления и развития

Первым кто придумал термин «бихевиоризм» был известный психолог из Америки Джон Уотсон (годы жизни с 1878 по 1958). Основанная им школа изучала поведение людей, разных животных, не разделяя их на отдельные группы. Сам психолог хотел сделать психологическую науку более точной, чтобы она основывалась на прямых наблюдениях за личностями, их деятельностью, поступками.

Приемником учений Джона Уотсона стал педагог Эдвард Торндайк. Его концепция заключалась в одной простой фразе — поведение человека складывается из многочисленных попыток, ошибок, успехов, начинаний, случайностей. Большой вклад в развитие этого направления внесли российские ученые — И. П. Павлов, И. М. Сеченов, В. М. Бехтеров. В СССР бихевиоризм начал критиковаться властями, из-за чего развитие этого направления было остановлено.

Представители отрасли

Фото 1685Направление изучает поведение живого организма, не затрагивая его сознания. Любые проявление того, что невозможно прочувствовать отвергались. Основными представителями бихевиоризма в психологии были: Торндайк, Павлов, Уотсон, Толмен, Скиннер.

Каждый из этих ученых внес большой вклад в развитие этого направления психологической науки. Современные исследователи провели параллель между героями фильмов, новостей, книг, людьми, которые впитывают новую информацию из этих источников. Некоторым настолько нравятся определенные персонажи, что их поведение можно просчитать по привычкам кумира из фильма или книги.

Объект изучения

Первые направления бихевиоризма определил Джон Уотсон. Он создал классическое представление об этом направлении психологической науки. Уотсон предполагал, что, изменяя условия окружающей среды, можно преобразовать поведение субъекта.

Российский ученый Павлов проводил исследования с рефлексами животных. Они усиливались зависимо от подкрепления. Направление бихевиоризма значительно пополнило психологическую науку новыми знаниями, которые со временем были скорректированы.

Появилось отдельное направление — необихевиоризм. Его цель заключается в том, чтобы программировать поведение человека на достижение необходимых результатов.

Теоретическая база

Фото 1660Классическую теорию бихевиоризма создали Павлов и Бехтерев. Первый изучал поведение животных, второй придумал понятие коллективная рефлексология. Его расшифровка говорит о том, что любой человек, который вступает в контакт с группой людей, утрачивает индивидуальные особенности поведения, начинает действовать аналогично группе.

Другой ученый Айзенк говорил о том, что поведение субъекта зависит от конкретной ситуации. Существует особое направление бихевиоризма, занимающееся изучением поведения индивида в экстренных ситуациях — патопсихология. При этом изучается разница между нормой, ненормальными действиями, поступками. Общество имеет нормы, которые устанавливаются людьми. Любой индивид, который начинает вести себя не так как другие, делать что-то противоречащее нормам, становится «ненормальным» в глазах окружающих.

К аномальному поведению относятся поступки, которые наносят личности психологический или физический ущерб. Исследователи ищут причины возникновения таких изменений, попытки борьбы с ними.

Способы получения информации

Фото 1682Чаще психологи проводили эксперименты с воздействием на поведение животных. Был один успешный эксперимент, связанный с людьми, который назывался «маленький Альберт». Впервые его провел Джон Уотсон в 1920 году. Участвовал в нем двухмесячный малыш. Ученый преследовал одну цель — понять откуда рождается страх в таком юном возрасте.

Выводы после проведения эксперимента указывали на то, что фобии, страх возникают из-за резких, громких звуков, падений.

При эксперименте ребенку показывали картинки разных животных. Первый раз он никак не отреагировал на изображение. Во второй раз психолог ударил по металлической трубе, когда показывал картинку белой крысы. От резкого звука малыш расплакался. После этого он начал бояться изображения крысы даже без звука.

Джон Уотсон научился развивать страх и с таким же успехом справляться с ним. Благодаря этому психолог доказал, что поведением можно управлять. Сейчас подобные эксперименты запрещены, поскольку считаются аморальными.

Обновленная теория

Фото 1693Главный недостаток бихевиоризма — отрицание рассмотрения внутреннего мира человека. Направление подчеркивает ограниченность возможностей личности. Психологи, занимающиеся бихевиоризмом, утверждают, что любой поступок является следствием определенного стимула. Это обозначает отсутствие мотивов, целей, желаний, стремлений.

Утверждения, которые полностью отрицают сознания людей, не могли существовать слишком долго. Из-за этого появилось новое направление — необхевиоризм. Выдающиеся последователи этого учения — Скиннер, Халл, Бандура, Толмен. Они разработали новую теорию, которая дополняла учение Уотсона. Это понятие — промежуточная переменная.

Необихевиористы сделали несколько утверждений:

  1. Поведение может изменяться без внешних стимулов, продлеваться без изменений окружающей среды.
  2. Активные действия могут прекратиться, даже если стимулы продолжают действовать дальше.
  3. Поведение может измениться до того, как сторонние раздражители начинают воздействовать на субъект.

Значение в педагогике

Бихевиоризм получил большую популярность в педагогике. Простой пример — воздействие учителя на своих учеников, позволяющее достигать хороших результатов в развитии, изменении поведения. Преподаватель может хвалить учеников за их успехи, или наказывать за ошибки.

Преимущества и недостатки отрасли

Определить актуальность этого направления психологии можно по его преимуществам, недостаткам. Достоинства:

Фото 1762

  1. Прогрессивный подход.
  2. Активное рассмотрение поведения живых организмов.
  3. Получение доказательств возможности управлять поведением людей.

Слабые стороны:

  1. Игнорирование сознания людей.
  2. Рассматривание особенностей поведения только по внешним факторам.
  3. Не разделение поведения животных, людей на отдельные группы.

Бихевиоризм — отдельное направление психологии, которое изучает изменения поведения людей зависимо от внешних факторов. Исследователи изучали рефлексы животных, людей, проводили эксперименты чтобы научиться контролировать их действия в определенных ситуациях.

Полезное видео

В видео наглядно рассказано о том, что такое бихевиоризм в психологии.

Рейтинг автора
Автор статьи
Анастасия Беляничева
Приветствую! Меня зовут Анастасия и я хорошо разбираюсь в психологии семьи, возрастной психологии, клинической психологии и психосоматике.
Написано статей
89

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: