Развитие.......
Все, что мы публикуем и о чем пишем, является нашим внутренним опытом или осознанием.

Каждая статья наполнена психологическим или философским содержанием, с которым сталкиваемся на практике.

Что такое педагогическая психология по Выготскому и какие методы она включает?

Фото 1674Развитие психологии в СССР происходило стремительно и основывалось на методологии марксизма. Лев Выготский, культовый советский психолог, стал одной из ключевых фигур в отечественной психологии благодаря активной поддержке марксистских идей. Вклад Выготского в психологию характеризуется, в первую очередь, основанием марксисткой исследовательской традиции, позднее ставшей известной как культурно-историческая теория. Также Выготский изучал особенности когнитивного развития ребенка и педологию, объединив полученные результаты исследований в систему знаний о процессе формирования психики ребенка.

Основные идеи Выготского о личности, воспитании ребенка, роли педагогики

Педагогическая психология — отрасль психологической науки. Она изучает особенности взаимодействия ученика и учителя, условия формирования личности в процессе обучения, закономерности психической деятельности. Становление педагогической психологии в СССР происходило во многом благодаря исследованиям Льва Семеновича Выготского.

Выготский выделил основные факторы психического развития ребенка:

  • cоциальная ситуация развития;
  • новообразования психики;
  • ведущая деятельность.

Под социальной ситуацией понимают внешние и внутренние условия развития психики, формирующие отношение ребенка к окружающему миру.

Фото 1660Культурно-историческая теория — основная работа автора, в которой он рассматривает теорию развития психики. По его мнению, следует различать высшие (развившиеся в результате исторического развития социума) и низшие (появившиеся в процессе эволюции) психологические функции. Выготский отмечал, что основное отличие между функциями — произвольность. Низшие импульсы психики контролировать нельзя, а высшими человек управляет сознательно.

Процесс воспроизведения высшей функции состоит из цепочки: стимул — стимул-средство — реакция. Под стимул-средством или знаком Выготский понимал способ управления поведением. Знаки направлены вовнутрь, человек создает их для себя сам. Посредством знаков можно переключать внимание, регулировать поведение, принимать решения. К таким средствам относится бросание жребия, счет на пальцах, загаданное условие и другие методы, помогающие совершить выбор между несколькими вариантами.

Выготский стал основателем отечественной психолингвистики, изучая соотношение мышления и речи. Он отмечает, мышление и речь развиваются параллельно, но не совместно. Вначале развитие интеллекта происходит в доречевой фазе, в это же время речь развивается в доинтеллектуальной фазе. С момента развития активного говорения происходит пересечение речи с мышлением. Речь становится интеллектуальной, а мышление — основанным на речи. Речевые функции ребенка становятся основой работы мышления.

Становление психологии в России и СССР: вклад Выготского

Фото 1675Работа Льва Выготского в области психологии началась в 1922 году, с момента устройства на работу в Гомельский техникум. За год ему удалось создать на базе техникума лабораторию и провести первые эксперименты, собрать результаты и подготовить их для презентации на съезде психоневрологов. Участие в съезде позволило Выготскому поступить в аспирантуру в Московский институт экспериментальной психологии и стать заведующим подотделом в отделе Социально-правовой охраны несовершеннолетних. Ученый исследовал особенности воспитания детей с умственной отсталостью, нарушениями слуха и зрения.

После защиты диссертации Выготский углубился в изучение педагогики. На первом педологическом съезде он представил два доклада, посвященных развитию трудновоспитуемых детей и инструментальному методу в педологии. На основе докладов разработал первый вариант теории развития ребенка, издал четыре книги, посвященные проблемам развития и воспитания.

Совместно с коллегой и последователем Лурией основал «Круг Выготского» — проект по изучению высших форм психической деятельности. С 1930 по 1934 выступал на конференциях, принимал участие в международных экспедициях, представил доклад и проект книги о мышлении и речи. Книга вышла в свет после смерти автора.

Ученые, входившие в круг исследователей, продолжали работу и после смерти профессора, сохраняя и популяризуя результаты его исследований.

Развитие личности в контексте педагогики и психологии

Фото 1658Главным интересом Выготского была проблематика развития психики в онтогенезе, становление личности. Для нормального формирования высших психических функций своевременного развития структур мозга недостаточно. Изучение психологического состояния детей, выросших в условиях, не предполагающих социальной адаптации, показывало, что для полноценного развития личности необходима социальная ситуация развития. Под этим термином Выготский понимал взаимоотношения ребенка и социума. От типа взаимодействия зависит ход развития психики ребенка, его способность преодолевать возрастные кризисы.

Выготский отмечал, что формирование сознания происходит посредством развития речи. Изучая новые слова, понимая множественное значение слов, ребенок приобретает качества личности, присущие только человеку. Культурная среда, окружающая ребенка, влияет на его поведение, меняет деятельность психических функций. Без обучения он получает только часть природных инстинктов, необходимых для выживания, но его психика останется на уровне примата.

В пользу теории Выготского говорят многочисленные случаи с детьми-маугли, выращенными животными. Попадая в социум, они неспособны адаптироваться, у них отсутствует речь и элементарные навыки поведения. Обучение позволяет частично восполнить необходимые психические функции, но полноценное становление личности невозможно.

Психическое развитие невозможно без педагогики — обучение направляет личность, помогая достигнуть максимального раскрытия умственных способностей с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Так сформировался отечественный принцип развития личности: человек — продукт социально-биологического воздействия, в котором влияние социума признано ведущим.

Выготский и воспитание детей: основные постулаты

В основе педагогической психологии Выготского лежат принципы, необходимые для реализации процесса обучения:

фото 1326

  1. Двусторонний характер обучения. Учитель должен строить процесс обучения так, чтобы у учеников была возможность не только впитывать знания, но и высказываться по теме урока, развивать навыки самообразования.
  2. Совместная деятельность учителя и учеников. Учитель должен отслеживать прогресс учеников и соответствие программе обучения. Все объяснения должны быть наглядными, а практический опыт выполнения задачи — приобретаться только под контролем учителя.
  3. Руководство со стороны учителя. В процессе обучения ученики должны уважать авторитет учителя, признавать его главенство, стремиться к подражательству. Попустительство и безразличие со стороны учителя нарушает учебный процесс, обесценивает роль знаний в глазах учеников.
  4. Планомерная организация и управление. Процесс обучения должен быть продуманным и подчинятся строгому плану. В случае опережения учениками программы обучения или массового отставания от нее, план должен быть изменен.
  5. Целостность и единство. Процесс обучения не может быть хаотичным. Знания следует доносить до учеников последовательно и дозировано, закрепляя полученный результат.
  6. Соответствие закономерностям возрастного развития учащихся. Учебный план должен базироваться на возрастных особенностях учеников и соответствовать зоне ближайшего развития.
  7. Управление развитием и воспитанием учащихся. Помимо непосредственной передачи знаний, учитель обязан следить за нравственным уровнем развития учеников, становлением их мировоззрения.

По теории Выготского, соблюдение этих принципов позволит развить умственные способности учеников, помочь усвоить необходимый объем знаний, сформировать мировоззрение и закрепить навыки самообразования.

Процесс психического развития: актуальный и потенциальный объем знаний по Выготскому

Фото 1676Согласно теории Выготского, обучение эффективно только когда ученик успешно осваивает предыдущую ступень знания и переходит на следующую с закрепленным навыком. Ребенок от момента рождения обладает неким уровнем актуального развития и уровнем потенциального развития. К первой категории относятся навыки, которыми ребенок уже владеет и может применить самостоятельно без помощи взрослого. Выготский назвал совокупность умений зоной актуального развития. Ко второй категории относятся навыки, которые ребенок может получить только после обучения, вступив в зону ближайшего развития.

Обучение должно быть построено таким образом, чтобы слегка опережать психическое развитие. Приобретая опыт совместной деятельности вместе со взрослым, ребенок становится способным решать аналогичные задачи самостоятельно.

Стремление обучить детей навыкам, выходящим за пределы зоны ближайшего развития, приводит к нарушению естественной потребности ребенка обучаться. Неспособный овладеть предложенным объемом знаний, он разочаровывается в своих способностях, самом процессе обучения.

Всемирная популярность: становление культа личности Выготского

Фото 1678На основе работ Выготского зародилась советская школа психологии, поэтому его можно считать основоположником развития психологии как науки в СССР. Идеи, взятые из культурно-исторической теории, привели к созданию современной образовательной психологии. В период с 30 по 60 годы 20 века авторитет Выготского не подвергался сомнениям. Его образовательная концепция считалась универсальной, а критика не допускалась.

Становление мировой психологии также во многом обязано влиянию Выготского. Наряду с исследованиями Пиаже, его наработки о методике воспитания использовали для развития образовательной психологии США. Современный пересмотр истории становления педагогики показывает, что всемирной популярностью Выготский обязан своим многочисленным последователям и несколько искаженной подаче основных идей. Исследователи полагают, что культ личности развивали намерено. Исключая возможность критики и переосмысления, под видом идей великого ученого подавали информацию, выгодную для развития политического строя.

Альтернативное видение и критика идей

Фото 1679В СССР попытки критиковать учение Выготского начались еще в 60 года 20 века. При этом прямого запрета на публикацию критических работ не было: их выпускали, но в научных кругах не рассматривали. В атмосфере замалчивания и игнорирования альтернативных точек зрения Выготский оставался великим новатором, у которого было множество последователей, но не было ни конкурентов, ни соратников.

В 90-е критические статьи, пытающиеся развенчать миф об избранности Выготского, стали выходить отдельными сборниками. Постепенно сформировалось отдельное течение, противопоставленное выготсковедению. Его последователи пересматривали не только идеи ученого, но и пытались оспорить их авторство. По мнению некоторых исследователей, большая часть работ, изданных под именем Льва Выготского, на самом деле принадлежит другим людям. Переоценка вклада Выготского не только помогает восстановить мировую историческую справедливость, но и работает на развитие современной психологии, избавляя ее от навязанных постулатов и «инноваций», введенных ради поддержания заданного политического курса.

Полезное видео

Ниже представлено видео, посвященное основным идеям Льва Выгодского касательно возрастной психологии.

Рейтинг автора
Автор статьи
Анастасия Беляничева
Приветствую! Меня зовут Анастасия и я хорошо разбираюсь в психологии семьи, возрастной психологии, клинической психологии и психосоматике.
Написано статей
124

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: