Развитие.......
Все, что мы публикуем и о чем пишем, является нашим внутренним опытом или осознанием.

Каждая статья наполнена психологическим или философским содержанием, с которым сталкиваемся на практике.

Виды и значение перцепции в психологии

Фото 2165Перцепция в психологии — восприятие окружающего мира с помощью органов чувств. Эту способность каждый человек получает при рождении. Психолог должен знать, как работает механизм восприятия окружающего мира, чтобы изучать особенности поведения, мышления других людей.

Понятие

Понятие «перцепция» образовалось от латинского слова perception, которой обозначает восприятие. Она представляет собой отображение окружающего мира, объектов, явлений через цвета, образы, объекты.

Механизм формирования

Механизмы:

  1. Идентификация. Сравнение субъекта с образами, которые воспринимались раньше. Строится на личном опыте, который бывает практическим и теоретическим.
  2. Стереотипизация. Образ, представление о человеке, его поведении, поступках строится на стереотипах.
  3. Эмпатия. Этот механизм выражен у людей, которые умеют переживать за других, сочувствовать, выражать искренние эмоции относительно проблем других людей.
  4. Аттракция. Механизм притяжения людей друг к другу. Это дружеские или любовные отношения между индивидами, которые часто общаются друг с другом. Постепенно они притягиваются, начинают совместную деятельность. Аттракция состоит из общих интересов, тем, частых встреч.
  5. Рефлексия. Механизм погружения в самого себя, чтобы сосредоточить внимание на собственных интересах, мыслях, поведении, поступках.

Механизмы могут проявляться по одиночке или комплексно.

Характеристики и свойства

Показатели:

  • Фото 2166тактичная абсорбция данных;
  • определение отдельных параметров;
  • создание чувственного образа восприятия.

Свойства:

  1. Константность. Одинаковое восприятие дистального объекта даже если изменяется проксимальный стимул.
  2. Апперцептивность. Содержание человеческой психики оказывает влияние на восприятие.
  3. Предметность. Объекты представляют собой набор образов, из которых составляется конкретный предмет, а не набор бессвязных ощущений.
  4. Осмысленность. Любой предмет называется мысленно, воспринимается осознанно.
  5. Избирательность. Из многообразия субъектов выбирается только один.

Перцепция тесно связана с памятью, вниманием, мышлением, логикой. Характеристики:

  • вещественность;
  • апперцептивность;
  • структурность;
  • рациональность;
  • контекстность;
  • осознанность.

Виды и уровни

Перцепция в психологии сильнее всего связано с восприятием. Перцептивными действиями называют поступки, которые нужны для чувственного познания окружающего мира. Они зависят от восприятия. Окружающий мир познается с помощью:

  • Фото 2167осязания;
  • слуха;
  • зрения.

Наиболее значимой считается зрительная перцепция. В мире мало людей, у которых хорошо развиты все виды перцепции. Чаще одна из разновидностей преобладает над другими.

Зрительная

Люди с обостренной зрительной перцепцией остро реагируют на визуальные раздражители, зрительные стимулы, яркие цвета. Чаще они интересуются картинами, живописью. Отличаются от других хорошей зрительной памятью. Увидев лицо другого человека, они запоминают его на длительное время.

Слуховая

Люди с обостренной слуховой перцепцией имеют абсолютный слух. Они могут воспроизводить любые интонации. Чаще такие личности становятся музыкантами. Главный минус обостренного слухового восприятия — высокая чувствительность к громким или негармоничным звукам.

Осязательная

Некоторые индивиды для лучшего запоминания объектов, предметов должны их потрогать. Про таких личностей можно сказать о том, что у них обостренная осязательная перцепция. Ученые смогли доказать, что сильнее всего она развита в раннем детстве. В этот период нужно больше заниматься с ребенком развитием мелкой моторики.

Социальная

Фото 2168Социальная перцепцией называется умение воспринимать других людей сквозь призму стереотипов, социальных установок. Далеко не всегда они адекватны. Развитая социальная перцепция нужна педагогу, психологу, социологу.

Законы и факторы

Типы факторов:

  • внешние;
  • внутренние.

Внутренние:

  1. Установки личностного восприятия. Человеческие ожидания чаще сводятся к оценке будущего по прошлым идентичным ситуациям.
  2. Стимулирование. Визуальное рассмотрение человеком объектов, важных для него в определенный период.
  3. Личный опыт. Позволяет воспринимать уже изученные объекты.
  4. Восприятие собственной личности. Каждый индивид воспринимает себя по-своему. Учитывает личные особенности, которые делают его уникальным.
  5. Специфика характера. Это индивидуальная специфика восприятия, обуславливаемая преобладанием разных черт характера.

Внешние факторы — новизна, размеры, насыщенность, цикличность, определяемость, различимость, движение, противоположность.

Эффект

Социальная перцепция проявляется по отношению к людям, миру, физическая — к себе. От этого эффекта зависит социальная адаптация, характер индивида, его открытость перед обществом, общительность.

Проявления

Фото 2169Проявления перцепции имеют гендерные особенности. Мужчины и женщины воспринимают окружающие объекты по-разному.

У мужчин

У мужчин развита тактильная и зрительная перцепция. Это описывает фраза «Женщина любит ушами, а мужчина глазами».

У женщин

Женщины лучше воспринимают вербальную информацию. Они становятся успешными педагогами, что подтверждает официальная статистика, эксперименты.

Методы исследования

При исследовании могут применяться:

  • беседы;
  • опросы;
  • интервью;
  • тесты.

Методы развития

Способы совершенствования:

  1. Фото 2170Медитация. Могут проводиться индивидуально или в коллективе. С их помощью можно быстро снять моральное и физическое напряжение. Медитация позволяет подавить тревоги, избавиться от негативных мыслей, страхов. Психологи рекомендуют комбинировать медитацию с дыхательными техниками, чтобы добиться большего эффекта.
  2. Игры. Бывают ситуационными, деловыми, творческими, тематическими. С их помощью можно улучшить отношения между знакомыми или коллегами. Игры помогают преодолеть застенчивость, скованность, внутреннее напряжение. С помощью игровых методик быстрее закрепляются навыки, изменяется поведение, развиваются невербальные умения.
  3. Развитие восприятия. Специалист демонстрирует участникам упражнения, с помощью которых они должны невербально или вербально понять, как они воспринимаются со стороны.
  4. Групповые дискуссии. Позволяет разобрать интересующие вопросы, проблемы коллектива, которые мешают развитию, достижению поставленных целей. Совместное обсуждение помогает взглянуть на ситуацию с разных сторон, найти нехарактерные пути решения проблемы, определить скрытые возможности.

Совершенствовать качество социальной перцепции, научиться лучше понимать людей, качественнее доносить информацию можно с помощью методики психолога Пола Экмана. Смысл практики в том, чтобы при общении с другим человеком концентрировать внимание на трех зонах его лица — носу, подбородке, лбе. Эти зоны значимы в выражении грусти, отвращения, страха, гнева. Чтобы лучше передавать эмоции, нужно использовать жестикуляцию.

Внутреннюю перцепцию, результативные межличностные отношения, интуицию можно развивать с помощью духовных практик, тренингов. Лучше применять их в юном возрасте, поскольку в детстве органы чувств лучше воспринимают окружающий мир.

Adblock
detector