Развитие.......
Все, что мы публикуем и о чем пишем, является нашим внутренним опытом или осознанием.

Каждая статья наполнена психологическим или философским содержанием, с которым сталкиваемся на практике.

Что является предметом изучения в психологии?

Фото 1626Любая наука имеет направление, по которому проводятся исследования для получения новой информации. В основе развития психологических учений, лежит интерес к природе человеческого бытия. Предмет психологии — поведение человека. Психика представляет собой высшую форму связи между людьми, окружающими их предметами. Реализуется она возможностями выражать собственные побуждения, выполнять определенные действия, построенных на информации о каком-либо явлении.

Суть и задачи направления

Психология — автономная наука, которая изучает функционирование, развитие, закономерности возникновения психической деятельности. При этом одновременному изучению может быть подвергнут не один человек, а целая группа.

Структура психологии строится на трех отдельных направлениях:

  • фундаментальном — выявляет факты, законы, механизмы физической деятельности;
  • практическом — занимается применением знаний психологической науки, полученных после проведения разных исследований;
  • прикладном — изучает психические явления, происходящие в естественной среде.
Благодаря практической психологии, появилась отдельная отрасль медицины — психиатрия.

Ее главная задача — определять состояние человека, лечить психические расстройства, которые мешают людям развиваться, спокойно жить.

У психологии есть несколько задач:

  • исследование сущности психических явлений;
  • развитие умения управлять проявлениями психики;
  • анализ полученной информации;
  • создание теоретической базы.

Одной из важных задач науки является проработка практических, теоретических рекомендаций для людей, неустойчивых к стрессам.

Этапы становления

Развитие психологических учений можно проследить со времен античности. На протяжении многих столетий появлялись новые теории, проводились эксперименты, для подтверждения или опровержения составленных гипотез. Этапы развития:

  1. Античность. Очень часто авторы античности уделяли внимание проблемам человеческой природы, состоянию души, разума. До сегодняшнего дня дошли идеи Платона, классификация типов личности по темпераменту, составленная Гиппократом.
  2. Средние века. В эту эпоху исследованием науки занимались ученые из Европы. Большинство из них описывали вопросы разума, веры. Исследованиями занимались христианские философы.
  3. Новое время. Только в 1590 году, исследователь Рудольф Гоклениус употребил термин «психология», чтобы выделить научные направления, связанные с изучением души. Ученые, занимающиеся развитием психологической науки в новое время, утверждали, что душу, тело, нельзя считать одним и тем же. Они имеют разную природу.
  4. 18 век. Эта эпоха послужила началом развития, изучения реакций.
  5. 19 век. С этой эпохи наука начинает развиваться как отдельная наука. Она развивается на основе различных учений, которые берут свое начало из философии, точных научных учений, медицины. Главным представителем психологии, который собрал знания воедино, сделал эту науку автономной является Вильгельм Вундт. Он первым в истории открыл научную лабораторию для освоения психологических практик, обучения новых исследователей. В 1879 году психология стала самостоятельной наукой.
  6. Начало 20 века. В первое десятилетие нового столетия прослеживается активное развитие нескольких психологических учений. На основании учений Зигмунда Фрейда сформировалась школа психотерапии. Одновременно с этим, появились учения, которые отвергали утверждения Фрейда. Их возглавили бывшие коллеги Фрейда — Карл Юнг, Альфред Адлер. В этот же период на территории США активно развивается бихевиоризм. Основал это психологическое учение Джон Уотсон.
  7. 30-40-е годы 20 века. Множество психологов в эту эпоху эмигрировали в США, из-за того что к власти в Германии пришел Гитлер. Немецкие ученые стали основоположниками развития социальной психологии. На территории Германии остались такие психологи, как Карл Юнг, Мартин Хайдеггер, которые продолжали развивать свои учения, несмотря на смену власти. В эти годы начала активно развиваться психотерапевтическая практика. Одновременно с этим, между сторонниками бихевиоризма происходит раскол, на фоне которого появляется радикальный бихевиоризм, который основал Скиннер. На развитие психологической науки также огромное влияние оказала Вторая Мировая война, последствия которой заметны на дальнейших работах исследователей.
  8. 50-60-е годы 20 века. После окончания войны психологическое учение начинает активно развиваться, появляются новые направления этой науки. Именно в этот период было проведено огромное количество психологических экспериментов, которые были описаны в книгах. Поскольку бихевиоризм не мог дать ответов на многие интересующие вопросы людей того времени, нужно было разрабатывать новые, более совершенные учения. Одним из них стала когнитивная психология. В противовес бихевиоризму, появляется гуманистическая психология. Одновременно с этим активно развивается социальная школа психологической науки, на территории США.
  9. 70-80-е годы 20 века. Этот период можно охарактеризовать активным развитием когнитивной психологии. Эта школа отходит от устаревших постулатов, заменяя их на новые, актуальные учения. Одновременно с этим, психологическая наука начинает перенимать знания лингвистики. На фоне этого возникло новое направление — психолингвистика.

Проблемы развития направления

Основной проблемой развития психологической науки были разногласия с религией.

Противоречия, возникающие на фоне развития точных научных учений, радикальные изменения власти тормозили развитие психологического учения.

Представители и основоположники направления

В истории развития психологической науки присутствовало множество исследователей, которые повлияли на ее развитие:

Фото 1681

  1. Зигмунд Фрейд. Психолог из Австрии, который длительное время работал невропатологом, психиатром. Создал собственную школу психоанализа
  2. Карл Юнг. Психолог из Швейцарии, который длительное время был коллегой Фрейда. После освоения классического психоанализа, разработал аналитическое направление.
  3. Вильгельм Вундт. Психолог из Германии, который одновременно с этим был языковедом, лингвистом. В 1879 году основал первую лабораторию экспериментальной психологии. Считается основателем психологии, как отдельной науки.
  4. Джон Уотсон. Психолог из Америки, который основал бихевиоризм.
  5. Альфред Адлер. Психолог из Австрии, который считается ключевой фигурой психоаналитического направления.
  6. Борис Ананьев. Российский психолог, который основал психологическую школу в Ленинграде.
  7. Владимир Бехтерев. Отечественный ученый, который занимался психиатрией, невропатологией, физиологией. В 1885 году основал в России первую лабораторию экспериментальной психологии.
  8. Иван Павлов. Российский ученый, который основал несколько учений, относящихся к высшей нервной деятельности.
  9. Николай Ланге. Отечественный исследователь психологических учений, который считается одним из основателей экспериментальной психологии.
  10. Ранк Отто. Один из учеников Зигмунда Фрейда, который является выдающимся представителем психоаналитической психологии.
  11. Дейл Карнеги — американский психолог, который был выдающимся преподавателем, писателем. Его работы побили множество рекордов в мире.
  12. Курт Левин. Один из основателей социальной психологии.
  13. Жан Пиаже. Разработал теорию когнитивного развития, которая положила начало становления детской психологии.
  14. Милтон Эриксон. Американский психиатр, который получил огромную известность благодаря созданию нового психотерапевтического метода получения информации. Сейчас он известен как Эриксоновский гипноз.
  15. Абрахам Маслоу. Основоположник гуманистического направления.
  16. Анна Фрейд. Младшая дочь Зигмунда Фрейда. Один из основателей детского психоанализа.
  17. Аарон Бек. Основатель когнитивной психотерапии.
  18. Сергей Рубинштейн. Советский философ, психолог. Автор множества работ, которые внесли вклад в развитие психологической науки.

Методы изучения

Чтобы получить достоверные данные для подтверждения, опровержения гипотез, выдвижения фактов, дальнейшего развития науки, использовалось несколько методов:

Фото 1647

  1. Наблюдение — один из древнейших способов получения информации о поведении другого человека. Может быть внутренним, внешним, осознанным, неосознанным. Научное наблюдение отличается от житейского. Наблюдатель отмечает определенные изменения в поведении, привычках индивида.
  2. Опрос — эта техника представляет собой беседу с человеком. Тема вопросов выбирается зависимо от того, какую информацию требуется получить.
  3. Тестирование — методика, с помощью которой исследователь может получить информацию о психологических качествах личности. Тесты представляют собой кратковременные задания, которые направлены на получения общей картинки психики испытуемого. После проведения тестирования исследователь изучает результаты, делает выводы на основе полученной информации, дает практические рекомендации.
  4. Эксперимент — основной метод получения данных практической психологии. Исследователь вмешивается в привычную жизнь испытуемого для воздействия на него с целью получения информации. Для проведения эксперимента, могут создаваться определенные условия, применяться лабораторное оборудование. Некоторые эксперименты проводятся скрытно, без активного вмешательства в жизнь испытуемого. Человеку цели проводимого эксперимента не сообщаются.
  5. Интервью — техника, основывающаяся на проведении беседы с субъектом, на подобранную заранее тематику. Бывает стандартизированное или нестандартизированное интервью. Первое проводится по четкому плану, составленному заранее. Психолог задает ряд вопросов на одну тематику. Нестандартизированное интервью похоже на обычную беседу между людьми, при которой исследователь получает общую информацию о личности. Вопросы изменяются зависимо от ситуации.
  6. Моделирование — методика, применяемая в том случае, если нет возможности получить необходимую информацию с помощью беседы, теста, наблюдения. Исследователи создают идентичную модель наблюдаемого субъекта, чтобы детально изучить проявления поведения, реакции на разные раздражители.

Взаимосвязь с другими науками

Психологическое учение связано с другими науками:

  1. История – связь этих двух наук понятна любому начинающему исследователю. Чтобы изучить какой-либо психологический феномен, нужно углубиться в историю. Только так можно получить достоверную информацию, основываясь на одинаковые ситуации в разные эпохи.
  2. Философия — первые психологические учения были основаны на работах этой науки. Философия и психология неразделимы.
  3. Социология — чтобы понять связь двух наук, достаточно привести одно утверждение — человек является социально-биологическим существом.
  4. Биология — невозможно изучать психологию без знания биологии. Поведение человека, его реакции, привычки зависят от врожденных особенностей.
  5. Педагогика — чтобы научить ребенка новому, необходимо учитывать ряд психологических особенностей, который проявляются в том или ином возрасте. С помощью психологии, учителя составляют индивидуальные варианты подхода к разным ученикам для передачи информации.
  6. Медицина — благодаря взаимодействию двух наук, образовалось отдельное направление — клиническая психология. Врачи сопоставляют ухудшение физического состояния с психологическими нарушениями.
  7. Юриспруденция — чтобы получить от человека важную информацию, расследовать сложное преступление, следователи часто применяют различные психологические приемы.
  8. Менеджмент — чтобы привлечь внимание покупателей, продать товар быстрее, маркетологи, продавцы часто пользуются техниками психологии.

Психология является самостоятельной наукой, которая имеет огромную историю. Предметом ее изучения является психика человека. Со временем было разработано множество методов изучения изменений психики, применяемых исследователями на практике.

Полезное видео

Из видео Вы узнаете о 14 интересных  фактах о психике человека.

Рейтинг автора
Автор статьи
Анастасия Беляничева
Приветствую! Меня зовут Анастасия и я хорошо разбираюсь в психологии семьи, возрастной психологии, клинической психологии и психосоматике.
Написано статей
165
Adblock
detector