Содержание
- Понятие и задачи
- История развития
- Основные формы и признаки сообществ
- Обязательные этапы развития и роли индивидов внутри формирований
- Функции и условия для нормального развития
- Межличностные отношения индивидов внутри общности
- Какие факторы осложняют процесс изучения малых общностей?
- Методы исследования формирований
- Полезное видео
Понятие и задачи
В современной психологии понятие «социальная группа» — совокупность индивидов, которые имеют схожие черты, выполняют один вид деятельности, осознают себя членами общности. Группа имеет 3 основные качества:
- обязательное взаимодействие между участниками;
- единство целей, ради которых создавалась группа;
- у всех членов есть признак, присущий только этой общности.
Социальная психология групп изучает процесс формирования группы, ее виды, структуру и влияние на индивида. Задача отрасли — оценка и прогнозирование развития группы, выявление характеристик взаимодействия, основных критериев. В течение жизни человек одновременно состоит в нескольких группах и часто переходит из одной в другую. Это связано со сменой деятельности или статуса: например, школьник становится студентом, рабочий — пенсионером. В связи с этим можно выделить основную задачу социальной психологии групп — классификация по определенным критериям.
История развития
Изучением групп социальная психология занялась только в начале 20 века. До этого объектом изучения был индивид, а не общество. Углубленно рассматривали особенности восприятия, установки, межличностное взаимодействие, но не пытались оценивать человека как составляющую часть формирования.
Некоторые психологи полностью отрицали существование групп как объектов исследования. Такой подход в социальной психологии назвали персоналистским. Но параллельно с ним развивался другой способ изучения — социологический. Его сторонники утверждали, что нельзя полностью понять мотивы поведения человека, если изучать его только как индивид. Группа, как объединение людей, неизбежно оказывает на человека влияние и это нельзя игнорировать.
Изучение групповых процессов активнее развивалось в США. Под руководством К. Левина в лаборатории проводились исследования, изучающие динамику, типы лидерства, сплоченность и другие категории, определяющие поведение формирований.
Уже в середине 20 века персоналистская и социологическая психология объединили усилия. Это произошло под влиянием государственных структур, заинтересованных в появлении новых эффективных методов управления промышленными и военными организациями. Интерес к изучению различных формирований к концу 20 века только возрос. Сейчас методики исследований продолжают расширяться и совершенствоваться.
Основные формы и признаки сообществ
Разновидностей социальных формирований много. Для правильной классификации групп в психологии нужно выделить точные критерии, по которым оценивают формирования.
По характеру взаимодействия выделяют 2 группы:
- первичную — относительно устойчивую, с постоянным тесным взаимодействием между членами, направленную на социализацию индивида;
- вторичную — многочисленную, с преимущественно формальным типом взаимодействия, направленную на достижение определенной цели.
По типу взаимодействия общности бывают:
- формальными — есть юридический статус с четко прописанными нормативами взаимоотношений, целью деятельности и закрепленной иерархией;
- неформальными — появляются стихийно, не имеют официального регламента, быстро распадаются.
Общности, в которые индивид входит, называют ингруппами (семья, учебный или рабочий коллектив, этническое меньшинство). Общности, в которые индивид не может или не хочет быть включенным (другая религиозная община, чужая семья, другая возрастная категория) называют аутгруппами.
По количеству людей и форме межличностных связей выделяют малые и большие группы. Малая всегда немногочисленна (двое людей, объединенные общей целью, уже считаются группой) и имеет ряд неизменных характеристик:
- высокая устойчивость состава (новые члены вступают редко, часто на замену выбывшим);
- участники имеют похожие ценности и моральные нормы;
- межличностные отношения интенсивные, устойчивые;
- чувство принадлежности к общности развито, вызывает у участников одобрение, гордость;
- четкое разделение ролей, лидер является безусловным авторитетом.
Большая группа отличается многочисленным составом и целью. Ее создают для достижения определенного результата, но между участниками нет взаимодействия, которое может обеспечить быстрое достижение цели.
Разделение по значимым признакам выделяет реальные и номинальные группы. К реальным относятся формирования, у которых есть социально значимые особенности:
- гендер — мужчина или женщина;
- этнос — европеец, азиат, латиноамериканец;
- возраст — ребенок, подросток, взрослый, пожилой;
- профессия — учитель, врач, бизнесмен;
- семейное положение — замужем, разведен, холостяк;
- место жительства — город, поселок, деревня;
- уровень дохода — обеспеченный, бедный, богатый.
К номинальным относятся формирования, которые специально выделяют для проведения исследований (пассажиры, имеющие право на льготный проезд, студенты-стипендиаты, многодетные матери). Человек имеет право присоединиться к такому формированию и покинуть его в любой момент. Например, льготы по инвалидности можно снять, безработный может устроиться на работу.
Все группы, независимо от типа, имеют обязательные качества:
- референтность — принятие или отторжение ценностей;
- лидерство — степень влияния одного человека на другого в рамках формирования;
- интегративность — степень слияния участников, единство или разобщенность;
- микроклимат — удовлетворенность и комфортность;
- направленность — ценность установок для социума.
Наличие этих качеств отличает группу от толпы — стихийного формирования, в котором у людей нет устойчивых связей и потребности в коммуникации.
Обязательные этапы развития и роли индивидов внутри формирований
Группа не формируется сразу после объединения людей. Этапы социально-психологической зрелости:
- Конгломерат — незнакомые люди впервые оказываются на одной территории.
- Номинальная группа — общность получает название и статус.
- Ассоциация — формируется структура, появляются общие интересы.
- Кооперация — активное совместное взаимодействие, четкое обозначение ролей и структуры, формирование внутригрупповой морали.
- Автономия — в процессе совместной деятельности удовлетворяются желания индивидов.
- Корпорация — замкнутая общность, которая противопоставляется другим.
- Коллектив — совместная деятельность предполагает интегративность (коллективное принятие решений).
У каждого человека есть своя роль в формировании, которую он выполняет сознательно или просто подчиняются навязанной модели поведения. Выделяют 3 типа ролей:
- Социальные роли. Необходимы для поддержания динамики. Повышают сплоченность, эмоциональные связи между людьми. К ним относятся: посредник, миротворец, наблюдатель.
- Роли, направленные на выполнение общих задач. Помогают достичь цели, поставленной перед формированием. Предполагают рациональное использование ресурсов, минимизируют усилия. К ним относятся: инициатор, информатор, координатор, наставник.
- Роли, направленные на достижение личных интересов. Дезорганизуют участников, используя ресурсы общности ради достижения собственной выгоды. К ним относятся: одиночка, скептик, агрессор, циник.
Функции и условия для нормального развития
Общность имеет ряд функции, которые влияют на каждого члена:
- социализирующую — усвоение норм поведения, воспитание;
- инструментальную — осуществление необходимой деятельности;
- экспрессивную — удовлетворение потребности в принятии, эмоциональных контактах;
- поддерживающую — моральная поддержка.
Если функции не выполняются, сообщество не может функционировать, быстро распадается. В норме она должна развиваться как общность, предоставлять условия для развития личностей.
Межличностные отношения индивидов внутри общности
Внутри общности между индивидами устанавливаются разные типы отношений:
- официальные – основаны на структуре, прописанных правилах;
- неофициальные – возникают в результате личных симпатий;
- деловые – возникают при выполнении должностных обязанностей;
- рациональные – строятся на объективной оценке других участников;
- эмоциональные – субъективная оценка решает все.
Управление общностью регулируют отношения руководителя и подчиненных. При положительной динамике подчиненные признают авторитет руководителя. При отрицательной — склонны к протесту, созданию условий для появления неформального лидера.
Какие факторы осложняют процесс изучения малых общностей?
В социальной психологии проблема исследования связана с отсутствием возможности выделить четкие критерии, характеристики. Часто приходится выбирать в качестве объекта изучения только один тип общностей — малые. Изучение внутренних процессов затруднено, они рассматриваются в отрыве от характера совместной деятельности.
Методы исследования формирований
Для изучения общностей используют преимущественно метод социометрии. Его придумал и разработал психолог Д. Морено. Основная задача социометрии — выявление статуса участника, изучение формальных и неформальных отношений. Также для изучения сообществ используют опросы, наблюдение, эксперимент. Результаты исследований объединяются для получения более объективной картины.
Полезное видео
Более подробно социальная психология групп описана в видео: