Содержание
Специальная психология — отдельное научное направление, которое занимается изучением психических проблем детей, подростков. Его цель заключается в том, чтобы определить закономерности возникновения отклонений, разработать методики для улучшения состояния, нормализовать общение ребенка со сверстниками, преодолеть психические барьеры.
История развития и становления науки
До 20 века исследователи проявляли эпизодический интерес к изучению людей с психическими отклонениями. Спец. психология начала развиваться только с начала 20 века. Страны, которые начали заниматься изучением психологических проблем — Россия, США, Европа.
Лев Выготский в 1926 году открыл собственную лабораторию по изучению аномального детства. Проводившиеся исследования стали основой для дальнейшего развития специального направления.
Если говорить об истоках этого научного направления, нужно обратиться к дефектологии.
Сейчас общество относится к людям с нарушениями по-другому, нежели 100–200 лет назад. Появляются новые права, условия, позволяющие им не чувствовать себя отвергнутыми обществом.
Основоположники и последователи
Среди ярких последователей, основоположников научного направления можно выделить:
- В. В. Ковалева;
- Л. С. Выготского;
- А. Р. Лурия;
- Л. В. Кузнецову;
- Т. А. Власову;
- В. И. Лубовского;
- Г. К. Ушакова.
Работы этих ученых стали основой для становления отдельного научного направления.
Предмет и задачи
Объект научного направления — человек с нарушениями в развитии. Предметом этой науки являются разные формы психических патологий, которые формируются под воздействием неблагоприятных условий.
Задачи:
- Анализ ситуаций, причин, приводящих к неправильному развитию.
- Разработка профилактических мероприятий, позволяющих предупредить психологические нарушения.
- Определение сущности, природы недостатков обучения, воспитания, которые проявляются в неправильном поведении подростков, детей. Выявление причин отклонений.
- Разработка специальных учреждений, которые предназначены для обучения людей с выявленными нарушениями психики.
- Выделение методик для повышения эффективности образовательных процессов, социальной адаптации субъектов с нарушениями развития.
Ученые разрабатывают различные методики обучения для людей с психическими отклонениями, которые применяются в общеобразовательных учреждениях.
Структура и разделы
Наука имеет определенную структуру, которая состоит из нескольких блоков:
- механизмы, закономерности;
- феноменология;
- методология;
- теоретическая праксиология.
Научное направление включает несколько разделов:
- Логопсихология — занимается разработкой методик для коррекции речевых дефектов у детей, из-за которые невозможно наладить эффективное лечение.
- Сурдопсихология — занимается изучением особенностей развития глухих детей, взрослых, чтобы разработать методики для их адаптации в обществе.
- Тифлопсихология — занимается оказанием помощи в обучении слепых людей.
- Психология субъектов, которые страдают от проблем с опорно-двигательным аппаратом.
- Психология субъектов с осложненными нарушениями развития.
- Психология личностей с задержкой в развитии психики.
В каждом направлении есть свои особенности, теоретическая база, методики для проведения исследований, практические рекомендации.
Методы исследования
Для получения новой информации ученые применяют различные методы:
- Эксперимент — может быть индивидуальным или групповым. Исследователи вмешиваются в привычный образ жизни испытуемого, создают определенные условия, воздействуют на человеческую психику.
- Наблюдение — способ получения информации о поведении, реакциях человека. Наблюдатель не вмешивается в жизнь подопытного, держит в тайне свою деятельность. Любая полученная информация является естественной.
- Опросы — пациенту задают вопросы определенную тематику, которые составлены заранее на.
- Тестирование — различные психологические задачи, вопросы, которые имеют определенную шкалу значений.
- Анализ продуктов деятельности. К ним относятся рисунки, произведения, которые появляются в процессе обучения или труда.
Проблемы
Проблемы научного направления:
- Активное увеличение численности пациентов с аномалиями психики. При этом преобладают интеллектуальные нарушения.
- Специальное образование для обучения детей с аномалиями имеет только 8% сотрудников в спец. учреждениях.
- Поскольку специальная психология формировалась как смесь учений социологии, медицины, педагогики требуется дальнейшая интеграция наук.
- С каждый годом повышается количество психических отклонений, появляются смеси симптомов, которые сложно дифференцировать, изучать, корректировать.
- Медленное обучение детей с отклонениями в общеобразовательных учреждениях.
- Большинство детей с аномалиями обучается на дому, из-за чего требуется подготавливать больше специалистов.
Поскольку со временем появляются новые заболевания, психологи проводят постоянные исследования.
Специальная психология занимается изучением детей, подростков с психическими патологиями. С помощью различных методик ученые получаются новую информацию, чтобы давать рекомендации для улучшения состояния детей с нарушениями, разрабатывать способы обучения.
Полезное видео
В видео дан обзор формирования и развития специальной психологии, а также понятий нормы и отклонения в психическом развитии.