Развитие.......
Все, что мы публикуем и о чем пишем, является нашим внутренним опытом или осознанием.

Каждая статья наполнена психологическим или философским содержанием, с которым сталкиваемся на практике.

Предмет и методы исследования специальной психологии

Специальная психология — отдельное научное направление, которое занимается изучением психических проблем детей, подростков. Его цель заключается в том, чтобы определить закономерности возникновения отклонений, разработать методики для улучшения состояния, нормализовать общение ребенка со сверстниками, преодолеть психические барьеры.

История развития и становления науки

До 20 века исследователи проявляли эпизодический интерес к изучению людей с психическими отклонениями. Спец. психология начала развиваться только с начала 20 века. Страны, которые начали заниматься изучением психологических проблем — Россия, США, Европа.

Лев Выготский в 1926 году открыл собственную лабораторию по изучению аномального детства. Проводившиеся исследования стали основой для дальнейшего развития специального направления.

Если говорить об истоках этого научного направления, нужно обратиться к дефектологии.

Главное отличие специальной          психологии от дефектологии в том, что ее последователи изучают отклонения как особенности развития, а не выявленные дефекты.

Сейчас общество относится к людям с нарушениями по-другому, нежели 100–200 лет назад. Появляются новые права, условия, позволяющие им не чувствовать себя отвергнутыми обществом.

Основоположники и последователи

Среди ярких последователей, основоположников научного направления можно выделить:

  • В. В. Ковалева;
  • Л. С. Выготского;
  • А. Р. Лурия;
  • Л. В. Кузнецову;
  • Т. А. Власову;
  • В. И. Лубовского;
  • Г. К. Ушакова.

Работы этих ученых стали основой для становления отдельного научного направления.

Предмет и задачи

Объект научного направления — человек с нарушениями в развитии. Предметом этой науки являются разные формы психических патологий, которые формируются под воздействием неблагоприятных условий.

Задачи:

  1. Анализ ситуаций, причин, приводящих к неправильному развитию.
  2. Разработка профилактических мероприятий, позволяющих предупредить психологические нарушения.
  3. Определение сущности, природы недостатков обучения, воспитания, которые проявляются в неправильном поведении подростков, детей. Выявление причин отклонений.
  4. Разработка специальных учреждений, которые предназначены для обучения людей с выявленными нарушениями психики.
  5. Выделение методик для повышения эффективности образовательных процессов, социальной адаптации субъектов с нарушениями развития.

Ученые разрабатывают различные методики обучения для людей с психическими отклонениями, которые применяются в общеобразовательных учреждениях.

Структура и разделы

Наука имеет определенную структуру, которая состоит из нескольких блоков:

  • механизмы, закономерности;
  • феноменология;
  • методология;
  • теоретическая праксиология.

Научное направление включает несколько разделов:

  1. Логопсихология — занимается разработкой методик для коррекции речевых дефектов у детей, из-за которые невозможно наладить эффективное лечение.
  2. Сурдопсихология — занимается изучением особенностей развития глухих детей, взрослых, чтобы разработать методики для их адаптации в обществе.
  3. Тифлопсихология — занимается оказанием помощи в обучении слепых людей.
  4. Психология субъектов, которые страдают от проблем с опорно-двигательным аппаратом.
  5. Психология субъектов с осложненными нарушениями развития.
  6. Психология личностей с задержкой в развитии психики.

В каждом направлении есть свои особенности, теоретическая база, методики для проведения исследований, практические рекомендации.

Методы исследования

Для получения новой информации ученые применяют различные методы:

Фото 1667

  1. Эксперимент — может быть индивидуальным или групповым. Исследователи вмешиваются в привычный образ жизни испытуемого, создают определенные условия, воздействуют на человеческую психику.
  2. Наблюдение — способ получения информации о поведении, реакциях человека. Наблюдатель не вмешивается в жизнь подопытного, держит в тайне свою деятельность. Любая полученная информация является естественной.
  3. Опросы — пациенту задают вопросы определенную тематику, которые составлены заранее на.
  4. Тестирование — различные психологические задачи, вопросы, которые имеют определенную шкалу значений.
  5. Анализ продуктов деятельности. К ним относятся рисунки, произведения, которые появляются в процессе обучения или труда.
Особый метод проведения исследований в специальной психологии — катамнестический. Он предполагает наблюдение за пациентом, чтобы получить точную информацию о появлении, развитии аномалий.

Проблемы

Проблемы научного направления:

Фото 1648

  1. Активное увеличение численности пациентов с аномалиями психики. При этом преобладают интеллектуальные нарушения.
  2. Специальное образование для обучения детей с аномалиями имеет только 8% сотрудников в спец. учреждениях.
  3. Поскольку специальная психология формировалась как смесь учений социологии, медицины, педагогики требуется дальнейшая интеграция наук.
  4. С каждый годом повышается количество психических отклонений, появляются смеси симптомов, которые сложно дифференцировать, изучать, корректировать.
  5. Медленное обучение детей с отклонениями в общеобразовательных учреждениях.
  6. Большинство детей с аномалиями обучается на дому, из-за чего требуется подготавливать больше специалистов.

Поскольку со временем появляются новые заболевания, психологи проводят постоянные исследования.

Специальная психология занимается изучением детей, подростков с психическими патологиями. С помощью различных методик ученые получаются новую информацию, чтобы давать рекомендации для улучшения состояния детей с нарушениями, разрабатывать способы обучения.

Полезное видео

В видео дан обзор формирования и развития специальной психологии, а также понятий нормы и отклонения в психическом развитии.

Рейтинг автора
Автор статьи
Анастасия Беляничева
Приветствую! Меня зовут Анастасия и я хорошо разбираюсь в психологии семьи, возрастной психологии, клинической психологии и психосоматике.
Написано статей
165
Adblock
detector