Содержание
Человек всегда составлял описание самого себя с учетом возрастных изменений, социального статуса. Чаще оно строится на мнении других людей. Я концепция в психологии — устойчивая система представления личности о себе. Изучением этой отрасли специалисты занимаются на протяжении многих лет. Концепция сложная, поскольку формируется зависимо от разных факторов, механизмов.
Понятие и структура
Я-концепция — система психологических установок индивида, которые касаются его самого. Она формируется и развивается по мере взросления, становления личности в социуме.
На процессы самопознания влияет многие факторы. Некоторые из них человек изменяет сам, другие от него не зависят.
Рассматривая структуру Я-концепции, психологи выделяют три составляющих — когнитивную, оценочную, поведенческую. Каждая из них покрывает разные области самооценки.
Когнитивная
Когнитивная составляющая Я-концепции представляет собой набор убеждений, которые могут быть правдивыми или обманчивыми.
Разбираясь с убеждения подробнее, можно сказать что они имеют разную значимость. Например, человек считает себя храбрым, уделяет этому особое внимание, но при этом совершенно не думать про свою силу. Сама по себе иерархия убеждений не постоянная.
Оценочная
Каждый человек постоянно оценивает свои характеристики. Оценки формируются под воздействием нескольких факторов:
- определением эффективности собственной деятельности;
- сравнением действующего социального статуса;
- сопоставлением представления об идеальном Я.
Поведенческая
Поведенческая составляющая Я-концепции — объективное мнение о себе. Человек не может отрицать свое поведение, слова, поступки, ошибки.
Механизм формирования
Механизмы формирования психологии Я были предложены И. С. Коном:
- Социальное сравнение. Когда формируется система критериев для самооценки, люди начинают сравнивать себя с окружающими. Такой процесс называется социальным сравнением.
- Зеркальное отражение. Человек составляет представление о себе исходя из реакции на себя со стороны окружающих. С рождения индивид не имеет критериев для оценки себя. Она заимствует их у других людей, формирует собственную систему.
- Самоверификация, самопрезентация. Когда человек сформировал первоначальный образ своего Я, он проводит поверхностную проверку составленного образа. Для этого он рассматривает оценки к себе со стороны других людей.
- Иерархизация. Ядро Я-концепции состоит из тех качеств, свойств, элементов, которые наиболее важны для личности.
- Самоатрибуция. Когда человек формирует представление о себе, он получает информацию путем наблюдения за своим поведением, анализа чувств, изучения обстоятельств, которые влияют на поведение.
- Смысловая интеграция.
Если изучать плоскость Я-концепции, можно выделить ряд уровней ее становления. Они актуальны, если все содержательные компоненты структуры взаимодействуют. Уровни становления:
- агармоничный;
- дисгармоничный;
- смешанный;
- оптимальный;
- гармоничный.
История изучения и исследователи
Еще ученые античности пытались понять, как человек представляет самого себя, оценивает свои поступки, на какие факторы обращает внимание. Многочисленные попытки найти ответы на эти вопросы не дали существенного результата.
Самостоятельное понятие Я-концепции начало формироваться в 19 веке. Тогда ученые начали вести споры о двойственной природе человека. Первым ученым, который внес вклад в развитие Я-концепции, был Вильям Джеймс. Психолог ежедневно наблюдал за своими поступками, чувствами, переживаниями, описывал изменения, интересовался о себе у окружающих.
Постепенно актуальность вопроса угасла, но к 1950 году ажиотаж вокруг Я-концепции разгорелся вновь. Абрахам Маслоу, Карл Роджерс изучали позицию собственного Я, как часть процесса становления личности.
Спустя 30 лет концепцией заинтересовались советские исследователи. Они внесли значительный вклад в развитие этого направления.
Классификация
Я-образ — самооценка, состоящая из множества отдельных образов. Он может быть неадекватным, адекватным, идеальным или реальным, дезинтегрированным или структурированным. Дробную классификацию Я-образа предложил Розенберг. Он состоит из нескольких возможных образов:
- настоящего;
- динамического;
- фактического;
- вероятного;
- идеализированного.
Факторы влияния
На формирование, развитие Я-концепции влияет:
- адекватное выражение самосознания;
- ясность сознания;
- наличие угроза (ее быть не должно);
- личная адекватность.
Описание себя со стороны зависит от воздействия внешних раздражителей.
Существует три типа самооценки — низкая, средняя, высокая. На формирование низкой самооценки влияют:
- постоянные требования послушания;
- безразличие со стороны родственников;
- конфликты в семье;
- повторный брак, развод родителей.
Средняя самооценка развивается в том случае, если:
- Родители принимают ребенка таким, какой он есть, терпят его поведение.
- Близкие родственники и друзья относятся к ребенку покровительственно.
- Действия детей вызывают у родителей тревогу, волнение.
Высокая самооценка развивается у детей, которые:
- Получают заботу и внимание.
- Воспитываются в семье с четкими нормами, правилами.
- Видят солидарность, сплоченность родителей.
- Ощущают атмосферу взаимного доверия.
- Поддерживают хорошие отношения с обоими родителями.
- Понимают важность действий, которые приводят к достижению положительного социального статуса в будущем.
Методы изучения
Психологи изучают Я-концепцию с помощью разных методик:
- Q-классификации, разработанной Стефенсоном.
- Теста ролевых конструкторов.
- Шкалы Я-концепции.
- Метода семантического дифференциала.
- Теста «20 утверждений».
Чаще методики комбинируются.
Проблематика
Психиатры выделяют две проблемы Я-концепции — развитие механизмов самоконтроля, соотношение сознательного и бессознательного. В последние годы появилась проблема компьютерной зависимости, которая мешает школьникам, студентам самореализоваться, развить умения.
Я-концепция представляет собой совокупность убеждений, характеристик, на основе которых личность рассматривает себя со стороны. На формирование самооценки влияют разные факторы. Часть из них зависит от индивида, другая — нет.