Содержание
В современном научном сообществе под философией понимают отдельный комплекс научного знания, ориентированный на изучение человека, общества и окружающего мира. Философия – это зонтичный термин, объединяющий несколько смежных дисциплин.
Значение термина «философия»
Слово «философия» образовано из двух древнегреческих слов, буквально означающих «любовь» и «мудрость». Это – обобщающая область знаний о человеке и окружающем мире. Ее главная задача – находить ответы на фундаментальные вопросы бытия.
Философию можно представить как систему взглядов, способ познания, применимый к любому объекту или явлению. Она включает в себя десятки различных учений, которые часто противоречат друг другу, но их совокупность позволяет получить объективное и наиболее рациональное решение поставленной задачи.
Сущность философии: предмет и область изучения
Точно определить предмет философии, как науки, невозможно. Она затрагивает все аспекты человеческого бытия. Философия одновременно является инструментом познания и самопознания, и областью изучения.
Философия изучает:
- человека;
- человеческую сущность и природу;
- окружающий мир;
- живую природу и ее сущность;
- взаимодействие человека и мира.
Философия – следствие осознания человеком самого себя. Она – искусство мысли, доступное как отдельному индивиду, так и целому обществу.
История развития философии в мире
Полная периодизация истории философии включает в себя не только западные течения, но и философию древнего Китая и Индии, которая развивалась параллельно с учениями древней Греции.
Восточное направление
Определение философии, как отдельной дисциплины, возникло в середине 1 тысячелетия до н.э. Она одновременно появилась в Индии, Китае и Греции, но восточные течения радикально отличалась от античных. Развитие философской мысли в Индии зарождалось, как критическое переосмысление канонов ведизма, предполагавшего обожествление сил природы и поклонение им. Появилось множество новых школ, которые создавали шраманы – странствующие монахи.
В Китае развитием философии также занимались служители религиозных культов. В течение нескольких столетий были сформированы основные направления китайской философии: даосизм и конфуцианство. По одной из версий, концепцию даосизма разработал император Хуанди, по другой, более достоверной, мудрец Лао-Цзы. Его учение предполагало рассматривать жизнь, как особый путь, на котором человеком управляет Дао – закон бытия. Конфуцианство, предложенное в качестве этико-социально-политического учения мудрецом Конфуцием, зародилось в период социально-политических потрясений и быстро стало официальной государственной идеологией.
Древняя Греция
Развитие античной философии происходило из мифологических суждений. Толчком к ее развитию послужил предфилософский период, продлившийся с 8 по 7 века до н.э. Первыми философами считаются поэты и певцы: Гомер, Орфей, Гесиод, Мусей, Лин.
Первый период развития философии в ее классическом понимании – ранняя классика, длившийся с 7 по 5 века до н.э. Это – период натурфилософского подхода: изучения природы и мира через субъективный опыт. Философы, внесшие наибольший вклад в развитие основных школ и учений: Фалес, Пифагор, Парменид, Гераклит, Демокрит.
Следующий период – классика – длился с 5 по 4 века до н.э. Главным предметом философии становится изучение категорий добра и зла, этики, и поведения человека. Наибольшее влияние на развитие этого периода оказал ученый и мыслитель Сократ, и его многочисленные последователи.
С 4 по 1 века до н.э. развивается период эллинистической философии. Эллинисты продолжали исследовать человека, его предназначение, вопросы морали и нравственности. Среди представителей этого периода выделяют Пиррона, Эпикура, Зенона Александрийского.
В 1 веке до н.э. под влиянием греческих учений развивается философия древнего Рима. Наибольшее влияние на ее становление оказывает зарождающееся христианство. Основателями римской философии считаются Цицерон, Сенека, Плутарх, Цельс.
Средневековье
Следующий этап развития философии существовал с 5 по 15 век и был объединен в один период, названный Средневековьем. В Средневековье философские дисциплины становятся зависимыми от церкви. Их цель – толкование Священного Писания и доказательство существования Бога.
Основные вопросы, которые ставили перед собой мыслители Средневековья: поиск определения понятия «личность», разрешения спора между единичным (личным) и общим. Они возвращаются к мистическому мировоззрению: веру в высшие силы, управляющие всеми земными процессами. Влиятельные мыслители Средневековья: епископ Блаженный Августин, богослов Фома Аквинский, мыслитель Григорий Палама.
Эпоха Возрождения
С 15 по 16 век в Европе религиозное мировоззрение уступает место антропоцентрическому. Согласно ему, человек является центром Мироздания и главным предметом изучения. Большое значение уделяется индивидуальности личности. Творческая деятельность приобретает сакральное значение: скульпторы и живописцы почитаются как продолжатели божественного замысла. Огромное значение приобретает внешняя красота и стремление к самосовершенствованию. Возрождается натурфилософский способ изучения окружающего мира: природа воспринимается как отдельная самостоятельная сфера, тождественная Богу.
Выдающиеся философы эпохи Возрождения: писатель М. Монтень, теолог Н. Кузанский, ученый-пантеист Дж. Бруно, изобретатель Г. Галилей, писатель Н. Макиавелли.
Новоевропейская философия
Философия Нового времени развивалась в западной Европе с 17 по 18 век. Она характеризуется активным развитием науки, становлением капитализма, как единой экономической системы, становлением экспериментально-математического мировоззрения.
Философы разделились на 2 группы. Рационалисты полагали, что основой познания может быть только разум, эмпиристы считали, что знание может быть основано на чувственном опыте. Объединить течения в одну идею удалось И. Канту. Он создал немецкий идеализм – учение, согласно которому исследовать мир в полной мере можно только используя все доступные способы познания. Знаменитые философы Нового времени: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Паскаль.
Немецкий идеализм
Идея немецкой классической философии базируется на принципах свободы. Кант и его сторонники радели за построение нового общества, в котором каждому человеку будут гарантированы гражданские права. Христианство стало считаться атавизмом. Предполагалось, что религиозное мировоззрение навсегда уйдет в прошлое, а в приоритете будет развитие науки.
Представители немецкой школы впервые попытались осознать философию как полноценную науку. Ее развитием занимались И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах.
Современная европейская философия
Период развития современной философии начался в середине 19 века. В нем выделяют аналитическую и континентальную философию.
Для аналитического направления характерны переосмысление роли языка и языковых выражений, предпочтение анализа, как основного вида рефлексии, сосредоточенность на проблемах знания. Развитием аналитического направления занимались: г. Фреге, Д. Мур, Б. Рассел. Континентальное направление объединило в себе течения, созданные на территории континентальной Европы, в то время как аналитическое распространено в Америке и других англоговорящих странах.
Основные разделы философии
Философию принято разделять на 3 основных сегмента:
- Метафизика – концентрируется на изучении вопросов бытия: объективной реальности, природы и мира.
- Эпистемология – исследует знание: его природу, принципы развития, строение и функции.
- Аксиология – изучает вопросы морали и нравственных ценностей.
Выделяют отдельные категории познания:
- Онтология – изучает вопросы бытия, реально существующего мира в совокупности предметов и явлений.
- Гносеология – изучает познание, как процесс получения человеком новых знаний и умений, объективного эмпирического опыта.
- Антропология – наука, изучающая человеческую сущность, происхождение, развитие и призвание человека.
- Аксиология – занимается изучением ценности, как мерила значимости для человека или группы каждого отдельного предмета и явления.
- Теология – изучает религию, как отдельную форму культуры и способ формирования мировоззрения.
- Логика – область исследования, изучающая суть предметов с помощью рационального осмысления.
- Эсхатология – изучает смертность, как естественное окончание физического существования, и потенциальную возможность бессмертия.
- Телеология – учение, направленное на поиск определения конечной цели или результата любой человеческой деятельности.
- Этика – занимается изучение человеческой морали, как формы общественного сознания.
- Эстетика – изучает форму и строение всех предметов окружающей действительности, их гармоничное взаимодействие.
- Психология – занимается изучением психики, как синонимичного понятия термина «душа».
- Социология – изучает общество, его структуру, особенности формирования, способы взаимодействия индивидов внутри отдельных групп.
- Космология – рассматривает Космос, как единую структуру, изучает взаимодействие Вселенной и человеческого разума.
Также принято структурировать всю область знаний на отдельные школы, в зависимости от локализации в конкретной стране: немецкая, китайская и т.д.
Развитие философии в России
Первый этап развития философии в России приходится на период с 11 по 17 век. Русское средневековое учение тесно переплетено с религией, и не выделяется в самостоятельную науку.
Следующий этап длится с начала 18 века до середины 19 века. Философия постепенно освобождается от влияния церкви, предметом философствования становится материя.
Первый русский философ-материалист – М. В. Ломоносов. Он критикует религиозное мировоззрение и в своих взглядах опирается на западные традиции: немецкую и французскую школу материалистов.
Развитие русской философии, как самостоятельного самобытного направления, начинается в 19 веке. Определяются основные ответвления: славянофилы (создатели русского религиозного учения) и западники (приверженцы материалистической идеи). В конце 19 века продолжатели идей славянофилов создали новое течение – почвенники. Они предложили в качестве основы для социо-культурного развития России особенности национального колорита.
Роль философии в процессе развития общества
Ценность философии, как обширной научной дисциплины, состоит в возможности непрерывного развития общества, формирования ответов на актуальные вопросы отдельного человека и группы, переосмысления понимания всех жизненных аспектов.
Функции науки, помогающие формировать и развивать общество:
- критическая – способствует развитию критического мышления, прививает потребность в предварительной проверке достоверности чужой позиции;
- историко-мировоззренческая – помогает формировать определенный тип мировоззрения;
- методологическая – рассматривает причины явлений и поступков;
- познавательная – прививает интерес к познанию, как процессу развития;
- прогностическая – помогает строить предположения относительно явлений будущего, выбирать оптимальную стратегию развития.
Опираясь на многовековой багаж знаний, накопленный предшественниками, современные философы способны изменять общественный строй и закладывать фундамент для формирования будущего общества на 2-3 столетия вперед.