Содержание
Каждый ребенок и взрослый человек – это ярко выраженная индивидуальность, но по-настоящему развиваться и раскрывать заложенные в них таланты они могут только в семье. Как однажды сказал Максим Горький, дети – это цветы жизни, а благодатная почва для их произрастания – это дом со здоровой, теплой атмосферой.
В своем бессмертном произведении Лев Толстой говорит фразу, давно переведенную на большинство мировых языков: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, а каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Чтобы понять, как она влияет на ребенка и формирует из него целостного человека, необходимо разобраться в том, что же такое семья, в чем смысл для людей, ее создающих и для общества в целом, а также понять, какие проблемы повлечет за собой жизнь в неполной семье.
Определение
Феномен семьи изучается философами, историками, психологами, писателями. Существуют десятки определений этому понятию, самое емкое называет семью ячейкой общества, в которой происходит рождение, формирование и развитие человека. От того, насколько гармоничны отношения и насколько дома комфортно, зависит психология и поведение живущего там человека, а также успешность в жизни.
Не будет преувеличением сказать, что роль семьи в становлении личности судьбоносная. Первостепенно силами родителей (или супругов, основавших ячейку общества), во вторую очередь – прочих родственников закладывается и реализуется система воспитания. То, какой она будет (в том числе ее эффективность) зависят от уклада жизни прошлых поколений, от эмоционального и физического здоровья родителей и самих детей, финансового и социального положения, места жительства и множества других факторов. Справедливо сказать, что человека воспитывает абсолютно все, что его окружает.
Если воспитательные меры, выбранные родителями, верны, то это очень быстро начинает проявляться: сначала в дошкольном и школьном возрасте ребенка, затем – на трудовой деятельности и общественной активности. Также и неправильно выбранный вектор в воспитании детей становится виден уже тогда, когда ребенок начинает посещать дошкольные учебные заведения.
Развивается и духовная культура человека, формируется социальная направленность. Поскольку их маленький коллектив олицетворяет для детей микромодель всего общества, у себя дома они учатся взаимодействовать с другими людьми, формируют жизненные установки и строят планы на будущее.
Человек учится познавать других, начиная со своих самых близких людей. В идеале люди, живущие под одной крышей, выстраивают теплые отношения друг с другом и становятся небольшим коллективом, в котором у всех есть своя роль. Через эту роль человек обогащается сам и обогащает жизнь своих близких, давая им все шансы на самореализацию.
В наши дни, когда очень общество и средства массовой информации делают все для разрушения целостности личности, семья – тот оплот любви, чистоты и уюта, где человек находит себя и проявляет свои лучшие качества, которые помогут ему выполнить миссию в жизни.
Какие функции реализуются
Каждая семья выполняет социальные задачи, которые заключаются в двух вещах: в удовлетворении потребностей общества (улучшение демографических показателей) и в удовлетворении потребностей ее членов (обеспечение всех членов семьи кровом, пищей, любовью и т.д.).
Реализации этих двух социальных задач способствуют функции семьи:
- Репродуктивная. Реализуется общественная потребность в воспроизводстве населения страны или всей планеты в целом. Другая роль данной функции — удовлетворение потребности людей в детях, которые не только унаследуют их гены, но и станут поддержкой, опорой и любимыми людьми.
- Воспитательная. Неверно думать, что воспитывает семья только детей. В полноценной семье с хорошим психологическим климатом возможность развиваться и расти над собой, достигая новых вершин имеют все, в том числе взрослые. Это происходит потому, что дом – это тыл, где всегда поддержат, посоветуют и направят. Но и развитие детей тоже очень важно. Родители и другие ближайшие родственники передают им свой опыт, следят за их физическим и психологическим развитием, учат самостоятельности и правильному понимаю добра и зла. Взрослеющие дети также оказывают влияние на родителей, побуждая их к самовоспитанию и саморазвитию.
- Хозяйственно-экономическая. Благодаря этой функции на всех этапах жизни членов семьи они обеспечены едой, крышей над головой и всем необходимым для нормальной жизни. Несовершеннолетние или нетрудоспособные ее члены поддерживаемы другими.
- Восстановительная. Эта функция особенно важна в вопросе развития человека через семью, потому что она предполагает наличие всех условий для восстановления и укрепления духовных, эмоциональных и физических сил. Дома, где ждут и любят, человек отдыхает, набирается сил и получает мотивацию для работы и улучшения себя.
- Регулятивная. Эта функция заключается в осуществлении первичного контроля за тем, чтобы все члены такой ячейки общества соблюдали законы и не нарушали нормы общественной жизни. Детей учат правильному поведению и закладывают в них основы патриотизма и духовности. Личным примером члены семьи показывают друг другу, как правильно себя вести в различных ситуациях.
- Социальная. Через семью люди социализируются, то есть учатся выстраивать общение с другими. Ребенок, который растет в семье, с рождения включен в социальные связи и на протяжении всей жизни сам учится их создавать.
- Коммуникативная. Несмотря на то, что сегодня очень распространены социальные сети, форумы в интернете, а офисы все разрастаются и иногда вмещают в себя десятки человек, работающих вместе, проблема одиночества в толпе встает все острее. На западе все чаще люди, живущие в мегаполисах, прибегают к помощи психологов или психоаналитиков. В то время как в идеале эту функцию выполняют домочадцы. Домой человек приходит, когда ему плохо и нужно выговориться, потому что здесь всегда поймут и помогут. В семье мы черпаем жизненные силы и вдохновение.
- Досуговая. Организовать досуг качественно намного проще, если есть люди, готовые поддержать наши увлечения. Семья, где люди любят друг друга – это универсальная команда черлидеров, которая не только всегда рядом, но и поддержит идею о совместном отдыхе и сделает его намного более ярким и запоминающимся.
- Социально-статусная. У каждого члена семьи – свой социальный статус по отношению к другим ее членам. За счет этого дети и взрослые люди учатся правильному общению друг с другом и выстраиванию социальных структур.
- Эмоциональная. Дома каждый получает помощь, психологическую поддержку и защиту, благодаря чему поддерживается эмоциональная стабильность людей, входящих в семью. Это – особый вид психологической терапии.
- Духовная. В семье дети и взрослые по-настоящему обогащаются духовно. Если семья благополучная, то все ее члены непрерывно развиваются за счет духовного взаимообогащения.
- Сексуальная. Не только духовные, но и физические потребности человек реализует со своим супругом. На это направлена сексуальная функция семьи.
Одна из самых важных ролей, которые человек играет в жизни – семейная роль. И от того, насколько теплые и доверительные отношения дома, зависит то влияние, которая эта роль окажет на все прочие сферы жизни.
Принципы развития через семью
Существуют определенные закономерности развития личности через семью. Психологи и социологи давно пришли к выводу о том, что человек становится полноценным членом общества и растет духовно, профессионально и личностно только когда в семье:
- проявляются милосердие и доброта по отношению как к растущим ее членам, так и взрослым;
- все члены семьи одинаково вовлечены в ее жизнедеятельность и развитие;
- выстроены доверительные и открытые отношения между всеми;
- царит атмосфера оптимизма и любви;
- ни от кого не требуется невозможное, никто не критикуем за недостатки (присутствует помощь в устранении ошибок);
- все члены семьи помогают друг другу и всегда могут рассчитывать на поддержку семьи.
Это – общие принципы, которые должны соблюдаться в любой семье вне зависимости от ее социального статуса, вероисповедания ее членов и других индивидуальных особенностей. Но нужно не забывать и о других важных принципах, которые учат не применять физическое воздействие ни при каких обстоятельствах, не нарушать границы личного пространства (не читать чужие письма, не проверять карманы – даже, если речь идет о детских дневниках), не оскорблять.
Важно отметить, что люди, создающие ячейку общества, вырабатывают изначально или с опытом совместной жизни собственные принципы комфортного сосуществования, при котором учитываются потребности всех входящих в эту ячейку людей.
Семья должна выступать положительным фактором в развитии человека. Но нередко она становится фактором отрицательным, потому что люди не следят за психологической обстановкой дома, приносят домой все свои негативные эмоции и выплескивают их на близких, отказывают любимым людям в понимании и безусловной любви. Не всегда это ведет к разрушению семьи, но всегда – к разрушению личностей людей, в нее входящих.
Этапы развития семьи
Поскольку семья – это не просто ячейка общества, а фактически живой организм, она имеет собственные стадии, или этапы развития. Если людям удается сохранять друг с другом теплые отношения и проносить их сквозь годы – то можно не только посадить красивое дерево – создать семью, – но и со временем собрать плоды.
Можно выделить семь основных этапов, через которые проходит каждый брак:
- «Конфетно-букетный период» — это тот период, который предвосхищает создание ячейки общества. Но во время него рождаются не только чувства между двумя людьми. Рождается и манера их общения друг с другом и модель, по которой будет строиться будущая семья.
- Создание семьи. Обычно это предполагает заключение брака, в современном мире не все считают необходимым скреплять свою любовь на бумаге. Поэтому моментом создания семьи можно считать тот момент, когда люди начинают совместный быт. Есть ли будущее у молодой пары становится ясно исходя из того, как люди разрешают противоречия друг с другом, которых немало, ведь у каждого за спиной свой опыт, в том числе опыт жизни в родительском доме.
- Появление детей. Как только на свет появляется первый ребенок, функции супругов расширяются. Теперь женщина уже не только жена, но и мать, а мужчина – и муж, и отец. Социальные роли становятся более выраженными, а брак все больше проявляет свою воспитательную функцию.
- Зрелость семьи. По прошествии нескольких лет со дня создания семьи она уже представляет собой коллектив со сложной внутренней организацией. Могут появляться не только второй ребенок и последующие – меняются и мировоззрение, цели, мечты супругов. Если семья функционирует правильно, то она способствует реализации задач и жизненной миссии каждого в него входящего.
- Период жизни со взрослыми детьми. Когда дети вырастают и достигают совершеннолетия, они постепенно отдаляются все сильнее от родительского дома, часто переезжают жить отдельно. Это – новые условия, в которых супругам нужно научиться жить. В этот момент социальные роли внутри ячейки общества вновь сменяются. Но, если поддержка и любовь остаются, то брак сохраняется и начинает играть новыми красками.
- Период, когда все дети покинули отчий дом. Супруги, оставшиеся вновь вдвоем, как на заре их семейной жизни, должны вновь научиться чувствовать и понимать друг друга и самих себя. Очень часто в это время люди начинают развиваться с удвоенной силой – потому что у них появляется время на себя, свои увлечения и мечты.
- Пенсия. Жизнь вновь нужно перекраивать, когда оба супруга выходят на пенсию. Одна из ролей, которую они играли в жизни – роли работника, начальника или подчиненного, исчезает. Это – чудесная пора, когда можно полностью самореализоваться: путешествовать, учиться новому, окунуться в творчество при поддержке близких.
Каждый из этапов по-своему прекрасен и позволяет личности развиваться в новых направлениях. Также все из них предполагают и кризисы – кризис первого года, семи лет и т.д. Чем осознаннее люди подходят к совместной жизни, тем проще им удается эти кризисы миновать и вынести из них выводы и положительные моменты: возможность сделать себя, семью и мир вокруг гармоничным.
Развитие детей
Д. Винникот, изучая семью и развитие человека в ней, отметил, говоря про воспитание детей: «Кормление для ребенка – это меньше всего кормление». Любые процессы, которые направлены на удовлетворение простейших, базовых нужд, в действительности удовлетворяют еще и эмоциональные потребности. И это особенно важно в отношении детей.
С самого момента появления на свет ребенок – это социальное существо. В семье он учится правильно выстраивать социальные роли и находить среди них собственную. Социальное поведение человека также формируется в детстве и под влиянием модели поведения родителей по отношению друг к другу.
Если дома правильно реализуется эмоциональная функция, то ребенок учится привязанности. Это означает, что он научен выстраивать отношения с близкими и переводить их на новый уровень. Очень часто этого – умения быть привязанным, любить других и заботиться о них – нет у детей, выросших вне семьи или у маргинальных, неблагополучных родителей.
Но с рождением малыша не только в его отношении осуществляется воспитательная функция семьи. Развиваются и все те, кто его окружает – родители и родственники. Они обнаруживают и воспитывают в себе новые качества – способность к самоотверженной любви, безграничной нежности, заботе. Люди учатся создавать и поддерживать хороший психологический климат дома, становятся примером мудрости и любви.
Особенности развития в неполной семье
В наши дни все чаще встречаются неполные семьи, ими уже никого не удивить. Чаще это случается, когда один из родителей умер или случился развод.
В такой ситуации, тот родитель, с кем остались дети, вынужден в одиночку выполнять все, что возлагается на двоих. Очень часто, стремясь обеспечить нормальные социокультурные и финансовые условия, этот человек забывает о важности духовного и эмоционального общения.
Ребенок, растущий с одним родителем, подвергается повышенным эмоциональным нагрузкам, потому что наблюдает смещение социальных ролей и встраивает себя в эту искаженную картину. Если мать или отец ребенка ушли или умерли, когда он был в состоянии осознать происходящее, то это ложится на него дополнительным психологическим грузом.
Но и в такой ситуации ребенок и взрослые способны развиваться. Личностны зависит от атмосферы в семье. Если обстановка дома и эмоциональный настрой в норме, то это станет почвой для развития родителей и потомства.
Нельзя недооценивать роль семьи в развитии человека. Не зря счастье часто связывают именно с семьей и считается, что по-настоящему счастлив только тот, кто счастлив у себя дома.