Развитие.......
Все, что мы публикуем и о чем пишем, является нашим внутренним опытом или осознанием.

Каждая статья наполнена психологическим или философским содержанием, с которым сталкиваемся на практике.

Особенности психологии толпы: способы формирования

Фото 1640Одной из ключевых тем исследования в социальной психологии является психология толпы. Рассмотрение особенностей массовых скоплений людей позволяет изучить: влияние коллективного бессознательного на индивида, формы развития массовой истерии, типологию лидеров, варианты воздействия на людей, отличающихся повышенной эмоциональной возбудимостью.

Рассмотрение особенностей толпы в социальной психологии

Толпа знакома большинству людей по личным впечатлениям. Часто люди присоединяются к массовым скоплениям из любопытства, но спустя некоторое время заражаются общим интересом. В психологии толпа — стихийное скопление людей, связанное общим эмоциональным состоянием, но лишенное единой цели. Предметом изучения социальной психологии массовые скопления стали в 19 веке, во времена революционных восстаний.

Объединение малой группы людей, собравшихся ради определенной цели, имеет шансы перерасти в стихийное скопление. Зачастую в него превращаются:

  1. Публика. Возникновение ярких эмоций, вызванных действом, увеличивает готовность людей к активным действиям. Негодование, страх, радость или отвращение, транслируемые актерами, музыкантами, или ораторами воздействуют на публику одинаково: синхронизируются с внутренними переживаниями. Испытывая внутренний подъем, люди готовы воспринять призыв как руководство к действию.
  2. Патриотическое собрание. Поддерживая своего политического лидера, люди ассоциируют себя с ним. Проблемы государства становятся личными проблемами, враг государства — общим врагом. На волне патриотического подъема люди готовы присоединиться к военному наступлению.
  3. Религиозная община. Религия является одним из самых сильных объединяющих факторов. Связанные общим интересом, люди быстро подчиняются влиянию лидера и воспринимают его как проповедника божьей воли.

Стихийность проявляется в неконтролируемости действий. Увлеченные общим настроением, люди теряют способность оценивать свои действия. Вооруженные восстания крестьян, выступавших за свои права, часто перерастали в массовые побоища, во время которых страдали и сами повстанцы. Чем сильнее был эмоциональный выброс, тем менее четко осознавалась цель восстания. Забывая о первоначальном интересе, крестьяне нападали друг на друга, достигая глубокого чувства удовлетворения от вымещения агрессии.

Процесс формирования массовых скоплений людей

Толпа формируется, повинуясь циркулярной реакции — постепенному нарастанию эмоционального напряжения. Чтобы получить нарастание, ей нужно пройти через основные этапы формирования:

Фото 1641

  1. Образование ядра. Формирование — процесс стихийный, но часто начальный этап происходит вокруг ядра. В состав ядра входит небольшая группа людей, объединенных неким рациональным соображением. Дальнейшее присоединение людей происходит стихийно и часто неконтролируемо. Скопление увеличивается, личностные качества индивидов нивелируются. Через психическое взаимодействие люди заражают друг друга схожими эмоциональными реакциями.
  2. Процесс кружения. Циркулярная реакция нарастает, вызывая процесс кружения. Эмоциональное возбуждение, вспыхнув внутри скопления, передается всем участникам. Они готовятся к активным действиям.
  3. Появление общего объекта внимания. Люди, изначально объединившись вокруг одной идеи, в результате кружения формируют новые идеи. В конечном итоге идеи сливаются в образ, задающий ориентацию для дальнейших действий. Разрозненная масса людей становится единой структурой.
  4. Активизация индивидов. На этом этапе, помимо основного лидера, в толпе начинают действовать зачинщики. Они подначивают людей, разжигают нетерпимость, незаметно направляя эмоциональные реакции в нужное русло.

Особенность формирования массового скопления — цикличность и четкая определенность состава. Без постоянного вовлечения новых членов и передачи эмоциональной реакции создание устойчивой толпы невозможно.

Виды стихийных скоплений людей в психологии

Основываясь на управляемости, среди видов толп в социальной психологии выделяют следующие варианты:

Фото 1642

  1. Организованная. В современной классификации практически не употребляется, поскольку организованность и четкая иерархия внутри скопления людей противоречит основным принципам толпы.
  2. Стихийная. Формируется случайно, лидера не имеет. Может перейти в другой вид.
  3. Ведомая. Создается под началом лидера — ведущего, управляющего действиями организованных людей.
  4. Окказиональная. Скопление людей, возникшее в результате любопытства к какому-либо чрезвычайному происшествию (авария, пожар, массовая драка).
  5. Конвенциальная. Является наиболее социально приемлемым вариантом толпы. Формируется ради массовых развлечений: концертов, фестивалей, народных праздников. Слабо подвержена диффузии.
  6. Экспрессивная. В отличие от конвенциальной, может выражать как радость и одобрение, так и резко негативную реакцию.
  7. Экстатическая. Крайне активное скопление, в момент единения впадающее в экстатический транс.

Отдельный вид толпы представляет действующая. Бывает четырех подтипов:

  • паническая — побуждает людей спасаться от воображаемой или реальной опасности;
  • агрессивная — объединяет людей, движимых ненавистью к конкретному объекту;
  • стяжательная — формируется в результате социального конфликта между народом и властью;
  • повстанческая — возникает как более организованная форма стяжательной, при умелом управлении лидером превращается в полноценное боевое формирование.

Побуждение к действию является главной целью организатора толпы. Умелое использование интересов людей позволяет лидеру массового скопления добиваться любой поставленной цели, включая государственный переворот и захват политической власти.

Возможно ли управлять стихийными толпами?

Фото 1643Способность управления толпой дает представителям власти возможность избежать массовых беспорядков. Административные органы обязаны знать, как предотвратить или расформировать уже собравшееся скопление людей, пробудить их сознание, способность к самоуправлению. Для этого используют наиболее эффективные средства коммуникации:

  1. Переключение внимания. Участники скоплений подвержены массовому влиянию одно источника информации. Если добавить в их поле внимания еще несколько объектов, сила воздействия авторитета сразу же снижается. Толпа разделяется на подгруппы, к людям возвращается способность регулировать свое поведение.
  2. Индивидуальное обращение. Ведя переговоры с группой людей, представители власти используют распространенные имена и фамилии. Это создает впечатление, что они обращаются к отдельным участникам собрания лично.
  3. Запугивание. Участникам стихийного собрания по громкоговорителю сообщают, что их снимает скрытая камера, и как только их личности будут установлены, им придется нести административную ответственность.
  4. Изоляция лидера. Поведение толпы, лишенной лидера, может резко измениться: потеряв внешний ориентир, она теряет мотивацию и рассеивается. Но если после устранения лидера на его месте сразу же возникнет другой, агрессивность толпы может многократно возрасти.

В случае агрессии со стороны толпы коммуникация малоэффективна. В такой ситуации задействуют силовые структуры и жесткие методы рассеивания.

Психологический портрет лидера стихийных скоплений людей

Фото 1644Лидер задает тон поведения толпы. Он может появиться стихийно, в результате выбора, но чаще лидер продумывает создание толпы заранее, подстраиваясь под настроения людей. Человек, завоевавший внимание толпы, может управлять ей, навязывая свою волю. Люди, потеряв способность адекватно оценивать информацию, инстинктивно ищут того, кто направит их. Потеряв в толпе индивидуальность, человек больше не несет ответственности за свои действия. Он нуждается в лидере, которому подчинятся, безоговорочно верить.

Человек, способный стать лидером толпы, должен обладать определенными психологическими качествами. Чаще всего он — психопат, не способный осмыслить собственные идеи. Его стремления с точки зрения адекватного человека может выглядеть настоящим безумством. Но безоговорочная вера в свою правоту делает человека лидером. Он не размышляет, он действует. Готовность к радикальным действиям привлекает к нему последователей.

Выделяют две разновидности лидеров:

  • стихийные — энергичные и активные, но их активность проявляется время от времени.
  • организованные — их воля сильная и стойкая.

Неотъемлемое качество лидера — обаяние. Способность восхищать, привлекать и завоевывать внимание некоторым людям дана от рождения, другие получают ее благодаря личным заслугам. Харизматичность человека помогает ему транслировать любые социальные сообщения: от призыва к миру и любви до необходимости срочно начать военное наступление. Прирожденный лидер интуитивно догадывается, как воздействовать на людей, чтобы получить нужную реакцию. Он изучает настроения в обществе, интересы и желания, чтобы сыграть на этом. Подстроившись под желания толпы, он постепенно перепрограммирует ее, продвигая свои идеи.

Выступая перед толпой, лидер погружается в состояние, близкое к экстазу. Он использует сильные речевые обороты, намерено гипербализирует, использует сильные выражения. Его задача — добиться от толпы состояния полного подчинения. Для этого лидер многократно повторяет лозунги, пока они не станут для людей непреложной истиной. Все влиятельные политики используют этот прием для воздействия на потенциальный электорат.

Психологические факторы, подчиняющие поведение

Фото 1645На психику человека, находящегося в толпе, влияет несколько видов ложного знания, мешающие адекватно воспринимать происходящее. Человеческий интеллект, в силу высокой значимости влияния социума на индивида, не в состоянии им сопротивляться. К таким факторам относятся:

  1. Суеверия. Они появляются как ответная реакция психики на страх. Переживая внезапную угрозу жизни, человек пытается рационализировать страх, не осознавая его истинных причин. Так появляется суеверие — вера в ложную информацию, распространенную и укрепившуюся среди разных слоев населения. В толпе суеверный страх усиливается.
  2. Иллюзии. Являются ложным знанием. Иллюзии возникают, когда реальность по какой-либо причине не устраивает людей, и чтобы защитить сознание от окружающей действительности, они формируют социальные иллюзии. Типология иллюзий включает разнообразные варианты, но непосредственно на толпу воздействуют социальные иллюзии. Они вызывают сильные эмоциональные переживания, попытки развеять иллюзии всегда сталкиваются с отторжением и агрессией.
  3. Предрассудки. Возникают на месте отсутствия подлинного знания. Предрассудкам подвержены люди с низким уровнем интеллекта, не получившие качественного образования. Ложное знание замедляет процесс развития, провоцирует агрессию. В толпе действие предрассудков значительно усиливается, люди подвергаются влиянию массового психоза. Под влиянием предрассудков люди способны совершать преступления, не задумываясь о последствиях.

Факторы, воздействующие на толпу, оказывают сильный эффект, только если для этого есть подходящая почва. Они должны взывать к эмоциям, примитивным чувствам. Попытки воздействовать на толпу через рассудок бессмысленны, поскольку находясь в толпе, человек теряет способность критически осмысливать информацию.

Полезное видео

В видео подробно раскрыто понятие толпы и ее психологические особенности.

Рейтинг автора
Автор статьи
Анастасия Беляничева
Приветствую! Меня зовут Анастасия и я хорошо разбираюсь в психологии семьи, возрастной психологии, клинической психологии и психосоматике.
Написано статей
165
Adblock
detector