В философии религии существует несколько подходов к происхождению религиозного сознания. В основе каждой из ведущих версий:
- индивидуальные склонности конкретной личности;
- стремление к гармонии между душой и телом;
- бессилие перед воздействием внешней природы и её человеческих компонентов, прежде всего, здоровья и инстинктов;
- разочарование в окружающем.
На последней версии акцентирует свой внимание социология религиозных воззрений. Её особенность заключается в том, что она изучает взаимоотношения религии с государством и обществом, при этом оценивая не сами религиозные убеждения, а их влияние на окружающую социальную среду. С точки зрения теоретических, практических и методологических достижений эта наука представляет наиболее важной для понимания роли религиозности в различных социумах на протяжении истории человечества.
Функциональное предназначение религии
Функции вероисповедания по структуре своих взаимоотношений с религиозной и нерелигиозной средой весьма разнообразны. Основные из них — это функции, связанные:
- с мировоззрением верующего,
- его культурой,
- коммуникацией с окружающими,
- с регулятивными религиозными нормами и обычаями, обуславливающими поведение,
- легитимацией данного верования в государстве и социальной среде.
Мировоззренческая направленность верования обусловлена необходимостью поиска единомышленников. Для этого обладатели веры ретранслируют соответствующие взгляды на других людей в стремлении расширить их круг как можно больше, и тем самым утвердиться в своей правоте.
Эта функция реализуется в формах:
- миросозерцания, когда окружающее воспринимается в ощущениях;
- миропонимания, имеющего больше умозрительный характер;
- мирочувствования, отторгающего или принимающего сущее посредством высоких чувств (например, любви или ненависти);
- мироотношения, дающего оценки происходящему.
При этом верующий сам себе задаёт абсолюты, утешающие человека в его страданиях. По сути, речь идёт о мировоззренческих критериях, с помощью которых человек и выстраивает своё отношение к миру, осмысляет его и следует целям, позволяющим ему разорвать границы обыденной жизни с её несчастьями, моральными издержками и достичь более счастливого будущего.
Культурологическая функция религии заключается в передаче своего культурного потенциала, доставшегося от предков, от одного поколения последователей веры к другому. Религиозность является точно такой же частью культуры, как музыка, живопись, скульптура, письменность. Её ценности — достояние всего народа.
Коммуникативная открытость верующих обеспечивает религии доверие как в религиозной, так и нерелигиозной сфере. Это достигается в основном путём обычного взаимодействия в церковной и бытовой среде, а также публичных просветительских мероприятий, связанных с обменом информацией.
Регулятивная функция даёт религии возможность наиболее эффективно осуществлять управление паствой: воздействовать на её сознание и поведение от отдельного индивида до целой общины. Типичными средствами воздействия являются:
- национальные традиции и обычаи;
- социальные стереотипы;
- определённые идеи;
- культурные и материальные ценности;
- волевые установки.
Особый упор в процессе убеждения делается на религиозные нормы, известных святых, как образцов для подражания и методы поощрения за праведную жизнь и наказания за грехи.
Легитимирующая задача религии состоит в том, чтобы при своём содействии узаконить или отвергнуть существующие общественные порядки, государственную политику, правовые отношения и нормы. Для этого выдвигаются соответствующие максимумы, с позиций которых оцениваются все явления и вырабатывается нравственное к ним отношение.
Значение религии
Функционирование религиозных институтов в той или иной степени влияет на мысли и поступки всех граждан, находящихся в зоне воздействия любой конфессии. Личность и общество в целом испытывают при этом двоякое воздействие. С одной стороны, некоторые становятся святыми, а другие могут быть объявлены нечестивцами. Влияние религии в той или иной степени распространяется на все общественные институты, в том числе политику, экономику и отношения к национальностям, представляющим другие вероисповедания.
Интенсивность воздействия религии зависит от её места в обществе и государстве. Она не постоянна во времени. Общественное создание, политические перемены, государственная идеология часто меняет роль религии в обществе. Тем не менее основная тенденция развития религиозного сознания — его устойчивость в течение многих поколений.
Не только иудаизм, буддизм, христианство и ислам, — каждая конфессия представляет часть той или иной культуры, в которой переплетены очень многие ценности этнического и общечеловеческого характера. Глобального лидерства не добивалась ни одна из религий, хотя в истории не раз случались и случаются ещё времена религиозных гонений, инквизиции, войн. Прогрессивный, общечеловеческий, настрой в одной из конфессий постоянно испытывает консервативное воздействие другой. Это процесс не утихает также внутри отдельных верований.
Несмотря на внешнюю разницу в религиозных ритуалах, именам богов и божеств, обычаям и традициям, основной социальной функцией, свойственной всем религиям без исключения, становится её объединяющая составляющая. Только она позволяет отдельному члену племени, национальности и народа в целом прийти к взаимопониманию друг с другом.
Не менее важна и функция, связанная с мировоззрением верующего. Его сознание, направленное на Бога как на всемогущего, справедливого и мудрейшего, становится просветлённым, отстраняется от мирских страданий и устремляет волю религиозной личности к достижению лучшей жизни.